Как летает вертолет
Вертолеты летают, потому что у них крутятся длинные лопасти несущего винта, чьи поперечные сечения по форме похожи на сечение самолетных крыльев. Подъемная сила вертолетных лопастей может меняться, если изменять угол наклона всех лопастей одновременно.
А различные повороты машины выполняются при помощи изменения наклона отдельно каждой лопасти при ее вращении. Если надо лететь вперед или назад, поворачивать налево или направо, вращающийся несущий винт поворачивают в направлении желаемого маневра.
В хвостовой части вертолета установлен еще один, небольшой вспомогательный несущий винт. Он нужен для того, чтобы, вращаясь, уравновешивать такое действие главного винта, которое могло бы привести к закручиванию всего вертолета вокруг его вертикальной оси. Другими словами, вспомогательный винт позволяет машине стабильно держаться в воздухе. Кроме всего прочего, вертолеты могут неподвижно зависать в воздухе. Для<» этого требуется, чтобы вес машины оказался равен подъемной силе, создаваемой несущим винтом.
Главный несущий винт
В поперечном сечении лопасть главного несущего винта похожа на крыло самолета. Воздушный поток, обтекая верхнюю и нижнюю поверхность лопасти, создает над ней пониженное давление и рождает подъемную силу.
Вспомогательный несущий винт
Сила, возникающая при вращении главного винта, стала бы раскручивать весь вертолет, если бы не было стабилизирующего эффекта от работы вспомогательного винта, расположенного на хвосте.
Втулка главного несущего винта
Чтобы вертолет был стабилен в полете, пилот устанавливает нужный угол лопастей главного винта. Для этого служит устройство, известное как кольцо автомата перекоса. Оно укреплено на валу несущего винта. Вертолет может лететь, кружить или неподвижно парить в воздухе в соответствии с тем, как пилот установит это кольцо. Ниже на рисунке показаны перемещения кольца вверх и вниз, которые приводят к изменению наклона лопасти винта. Кроме того, кольцо автомата перекоса можно наклонять, чтобы изменить угол наклона винтового диска.
Пилотирование вертолета
1. Чтобы лететь вперед, пилот толкает рычаг управления от себя. При этом винтовой диск наклоняется к носу.
2. Чтобы набирать высоту, пилот увеличивает общий тангаж всех лопастей, пока подъемная сила не превзойдет силу тяжести.
3. Чтобы висеть неподвижно, пилот удерживает такой угол наклона винта, чтобы подъемная сила и сила тяжести были равны.
4. Чтобы дать задний ход, пилот наклоняет винтовой диск по направлению к хвосту.
5. Чтобы повернуть, пилот поворачивает винтовой диск влево или вправо.
6. Чтобы изменить курс, пилот устанавливает нижний угол наклона лопастей вспомогательного винта.
Устройство и работа несущего винта вертолета
Для того чтобы самолет или планер летал, нужна подъемная сила, а эта сила создается крылом. Поэтому главным в самолете является крыло, ибо в конечном счете Весь самолет может быть сведен в летающее крыло, без фюзеляжа, без оперения.
У вертолета роль крыла играет несущий винт. Даже если в летательном аппарате ничего больше нет, кроме несущего винта, мы можем принципиально назвать его «вертолетом».
Наверное, многие в детстве делали себе такой «вертолет», состоящий только ив одного винта, вырезанного из куска жести. Стартовым устройством для него служила обыкновенная катушка от ниток, вращающаяся на стержне.
Однако роль несущего винта вертолета гораздо более многогранна, чем роль крыла самолета.
Созданием подъемной силы еще не ограничивается назначение несущего винта.
Когда вы посмотрите на вертолет в горизонтальном полете, вы неизбежно обратите внимание на то, что фюзеляж носом наклонен к горизонту. При этом наклоненным вперед оказывается и несущий винт.
Полная аэродинамическая сила R, развиваемая несущим винтом и направленная перпендикулярно к плоскости вращения концов лопастей, в этом случае может быть разложена на две составляющие: направленную вертикально подъемную силу, которая поддерживает вертолет на заданной высоте, и силу, направленную по касательной к траектории полета, Р, которая на вертолете является силой тяги. За счет этой силы вертолет летит вперед. Таким образом, несущий винт в поступательном полете одновременно является и тянущим винтом.
Однако и этим не ограничивается роль несущего винта. У вертолета в отличие от самолета нет рулевых поверхностей, таких, как элероны, триммеры, рули направления и высоты. Да они и не имели бы смысла, так как во время полета не обдувались бы потоком воздуха и в силу этого не могли бы служить целям управления.
Ведь мы знаем, что для изменения положения тела, к нему нужно приложить внешнюю силу. В полете вертолет окружен воздухом, поэтому внешняя сила может быть только результатом взаимодействия каких-либо частей вертолета с воздушной средой. Для того чтобы возникла сила сопротивления воздуха, тело должно перемещаться с большей скоростью. Когда вертолет висит в воздухе, то этому условию не отвечает ни одна его часть, кроме винта. Поэтому роль органа управления вертолетом также возложена на несущий винт. Действуя ручкой управления, летчик с помощью особых устройств, о которых будет рассказано в следующих главах, добивается такого положения, которое равносильно изменению плоскости вращения несущего винта. При этом изменяет свое направление и полная аэродинамическая сила воздушного винта и обе ее составляющие. И если подъемная сила всегда направлена вертикально вверх, то вторая составляющая — по касательной к траектории полета.
В зависимости от угла наклона полной аэродинамической силы меняется не только направление, но и величины ее составляющих. Следовательно, управляя несущим винтом, летчик может изменять не только направление полета, но и скорость полета.
Для подъема или спуска вертолета летчик также воздействует на лопасти несущего винта, уменьшая или увеличивая одновременно и на одинаковую величину угол установки всех лопастей.
Если на вертолете отказывает двигатель, то, уменьшая углы атаки лопастей, летчик ставит несущий винт в положение самовращения (авторотации). Поддерживаемый подъемной силой, создаваемой винтом на этом режиме работы, вертолет совершает безопасный планирующий спуск.
Из сказанного выше ясно, что для понимания устройства и полета вертолета надо разобраться прежде всего в работе несущего винта; для того чтобы вертолет успешно мог летать, конструктор должен обеспечить надежность прежде всего несущего винта.
Летчики, инженеры, техники и механики, летающие на вертолетах и обслуживающие их, прежде всего должны следить за безукоризненным состоянием несущего винта.
Итак, несущий винт — вот что главное в вертолете
Режимов работы несущего винта вертолета чрезвычайно много. Каждому режиму полета вертолета соответствует свой режим работы несущего винта. Основными для вертолета являются: пропеллерный режим, режим косой обдувки, режим самовращения (авгоротация) и режим вихревого -сольца.
Пропеллерный режим возникает при вертикальном подъеме или висении вертолета.
Режим косой обдувки возникает при поступательном полете вертолета.
Режим самовращения возникает при отключении двигателя вертолета от несущего винта в полете, при этом винт вращается под действием потока воздуха.
Режим вихревого кольца возникает при снижении вертолета. При таком режиме поток воздуха, проходя сквозь ометаемую винтом поверхность сверху вниз, вновь подходит к винту сверху.
Однако в некоторых частных случаях, например, в пропеллерном режиме, его работа схожа с работой самолетного винта. Когда самолет находится на земле или летит горизонтально, его винт обдувается со стороны плоскости вращения (по оси). Когда вертолет находится на земле, висит в воздухе или поднимается вертикально вверх, его несущий винт также обдувается со стороны плоскости вращения (по оси). Различие при этом состоит только В ТОМ, что у самолета струи воздуха проходят через плоскость вращения винта в горизонтальном направлении, спереди назад, тогда как у вертолета — в вертикальном направлении, сверху вниз. При этом несущий винт захватывает воздух из зоны А сверху и отбрасывает его, закручивая, вниз, в зону. На место частиц воздуха, забранных из зоны А, поступают частицы воздуха из окружающей среды и частично из зоны Б, но уже вне плоскости вращения винта.
До того, как несущий винт был приведен во вращение, воздух над винтом н под ним находился в состоянии покоя С началом вращения винта приборы, внесенные с область действия винта, но находящуюся вдали от него, покажут наблюдателю, что в сечении 0—0 воздух по-прежнему находится в состоянии относительного покоя. Его давление равно атмосферному, а скорость. Расстояние от сечения 0—0, где еще не наблюдается влияния винта, до плоскости вращения винта есть величина переменная, которая зависит от вязкости среды и точности применяемых нами приборов. Чем точнее прибор, тем он дальше от винта зарегистрирует наличие скорости воздуха, частички которого будут устремлены к винту.
Если бы воздух был лишен сил вязкости, то действие винта сказалось бы бесконечно далеко.
Фактически ввиду того, что воздух представляет собой вязкую среду, влияние винта перестает ощущаться уже на расстоянии десятков метров.
Перенося наши приборы из сечения 0—0 все ближе к сечению, мы заметим постепенный прирост скорости воздуха, подсасываемого винтом. Та скорость, которую воздух имеет, подходя к сечению, называется индуктивной скоростью подсасывания. На основании закона сохранения энергии кинетическая энергия (энергия скорости движения) не может увеличиться без того, чтобы не уменьшался другой какой-либо вид энергии. И действительно, наряду с ростом скорости воздуха до ш, мы замечаем, что давление воздуха р0 при этом падает. Это значит, что увеличение скорости воздуха произошло за счет уменьшения давления. За винтом сечение потока сжимается и происходит еще большее увеличение скорости воздуха. Казалось бы, должно было последовать дальнейшее падение давления. Однако сразу за винтом давление растет до р-2. Не противоречит ли это закону сохранения энергии? Да, противоречит, если мы не примем во внимание того обстоятельства, что воздух извне (от винта) получил добавочную энергию (механическую). Механическая энергия винта, преобразуюсь в кинетическую и потенциальную энергию потока, увеличивает и скорость и давление воздуха одновременно.
В сечении сразу за винтом прибор нам показывает, что воздух по сравнению с сечением имеет скорость и», называемую скоростью отбрасывания. Причем скорость отбрасывания оказывается вдвое больше скорости подсасывания.
Далеко за винтом, в сечении (теоретически на бесконечном удалении), скорость и давление воздуха восстанавливаются до первоначальных значений. Энергия потока при этом из-за наличия сил вязкости рассеивается в пространстве.
Таково действие винта на воздух, которое является следствием приложения к винту энергии вращения. Этому действию соответствует ответное действие воздуха на винт, которое проявляется в виде силы тяги, являющейся проекцией полной аэродинамической силы R на ось, проходящую через втулку винта перпендикулярно плоскости его вращения. Если динамометр, соединенный с винтом, при остановленном винте показывал нулевое значение тяги, то по мере роста оборотов тяга будет все больше и больше возрастать. На режиме висения и вертикального подъема на всех других режимах полета
Величину тяги, создаваемой винтом, можно не только замерить, но и подсчитать.
Как летает вертолет. | АВИАЦИЯ, ПОНЯТНАЯ ВСЕМ.
Здравствуйте, друзья!
МИ-1. Первый серийный вертолет в СССР.
А действительно интересно, как летает вертолет? Как этот удивительный (без преувеличения ) летательный аппарат не только держится в воздухе, но и красиво летает. Еще как красиво! Я неоднократно был свидетелем пилотажа серийного боевого вертолета МИ-24 над аэродромом города Бжег в Польше. Вертолет уже заслуженный ветеран, но грозная боевая машина, отлично зарекомендовавшая себя в Афганистане, и летает так, что дух захватывает, и взгляд оторвать от этого действа невозможно.
Так что же позволяет ей это делать? Ведь вроде бы несуразный по сравнению с самолетом летательный аппарат. Рискуя в который раз повторить самого себя скажу, что на самом деле принцип полета вертолета достаточно прост. И кое-что для его объяснения мы уже знаем.
Слышали, наверное, расхожее выражение «винтокрылая машина»? Оно достаточно правильное. Самолет держит в воздухе крыло, а у вертолета эти функции выполняет винт большого диаметра. Его называют несущим винтом. Каждая лопасть несущего винта представляет собой, по сути дела, крыло, имеющее аэродинамический профиль, и движущееся при вращении винта в воздушном потоке. Вот, пожалуй, принципиально и все :-). Что при этом происходит с крылом мы с Вами уже разобрались здесь и здесь. Возникает аэродинамическая сила, приложенная к каждой лопасти и, как их сумма, общая сила приложенная к винту и через него ко всему вертолету. Сила эта всегда перпендикулярна плоскости вращения винта.
Силы, действующие на вертолет.
Если она направлена вверх и больше веса вертолета, то он поднимается вертикально, если она равна весу, то он зависает в воздухе. Просто, неправда ли? Но теперь Вы вправе спросить, а как же вертолет двигается вперед? Ведь никакого горизонтального винта, как , например у винтового самолета у него нет и реактивного двигателя тоже. Что же создает ему тягу?
Как всегда все элементарно :-). Эту роль выполняет все тот же несущий винт. Если плоскость вращения винта наклонить, то вместе с ней наклонится и суммарная аэродинамическая сила. И теперь ее можно будет разложить на две составляющие: вертикальную, которая поднимает вертолет вверх и держит его в воздухе и горизонтальную, которая заставляет его двигаться вперед. Хотя правильней сказать не вперед, а туда, куда она направлена. Можно и вбок или назад, что вертолет с успехом и делает, кстати.
Вот, собственно, и все. На вопрос о том, как летает вертолет мы ответили. Конечно теория и практика этого вопроса значительно сложнее, но общий принцип полета именно таков.
Скажу, что на самом деле несущий винт вместе с массивной осью и тяжелыми сопутствующими механизмами никуда не отклоняется. Это, мягко говоря, трудно осуществимо и технически нецелесообразно. И тем не менее плоскость вращения винта наклоняется. Говоря вертолетным языком создается «перекос винта». Достигается он за счет изменения положения лопастей, которые подвешены к оси на специальных шарнирах, а управляет этим процессом специальное устройство, называемое «автомат перекоса несущего винта». Все, вертолет полетел… И именно туда, куда нам нужно.
КА-52 Аллигатор. Хвостового винта нет.
Всех эти заумных понятий мы еще очень популярно (и незаумно :-))коснемся в дальнейших наших разговорах, а сейчас я напоследок еще упомяну об одной необходимой вещи. Вы наверняка все видели у вертолетов маленький хвостовой винт и задавали себе вопрос: «Для чего он?». Отвечаю. Я думаю все, даже ярые нелюбители физики слышали про три закона Ньютона. А если не слышали, то поверьте мне на слово, я знаю, что говорю :-). Так вот третий закон в популярной форме гласит: «Каждое действие равно противодействию.» Именно согласно этому выражению возникает так называемый реактивный момент. То есть если несущий винт вертолета вращается, например, вправо, этот момент будет стремиться повернуть корпус вертолета влево (или же наоборот). Чтобы устранить эту совсем ненужную тенденцию и существует хвостовой винт. Он работает, как обычный тянущий самолетный винт и, создавая тягу, обратную реактивному моменту просто его уравновешивает. А если вертолету нужно повернуть, то тяга этого винта меняется за счет поворота его лопастей.
Есть достаточно вертолетов без хвостового винта. Это, например, всем известные КА-50 и КА-52. Но у них на одной оси как бы два несущих винта. И вращаются они в разные стороны, тем самым уравновешивая вредный реактивный момент.
Все. Сказано уже более чем достаточно. Теперь если Вас спросят как летает вертолет, Вы без труда сможете на этот вопрос ответить. И я Вам советую присмотреться к современным типам этого летательного аппарата. Они сейчас развились в некий тип, стоящий в определенном смысле особняком от традиционной авиации и иной раз просто завораживают своим видом и своими возможностями… Хотя, впрочем, продолжение следует…
P.S. Напоследок маленький ролик с участием МИ-24. Не российского, к сожалению. Вот так люди заботятся о технике, тем более такой заслуженной. Второй ролик – пилотаж Ми-24.
Фото и картинки кликабельны.
Как летает вертолет? — Детская онлайн энциклопедия «Хочу всё знать»
Многие дети хоть раз в жизни видели в небе летящий вертолет. А у кого-то может быть есть вертолет на радиоуправлении. Вертолет может быть транспортом для быстрого передвижения и участником боевых действий на войне. Он летает так, что дух захватывает и невозможно оторвать взгляд. Но как же такая тяжелая железная машина может оторваться от земли и лететь в нужном направлении?
Давайте разбираться. На крыше вертолета закреплен огромный крутящийся винт с лопастями. Он выполняет функцию крыльев. Этот винт, вместе с еще одним винтом, поменьше способен поднять вертолет вверх, задержать его в воздухе и заставить лететь. Когда винт крутится, лопасти с силой захватываю поток воздуха и, при помощи аэродинамической силы, вертолет летит.
Аэродинамическая сила – это сила, с которой воздух действует на поверхность вертолета. Благодаря вращению лопастей винта над вертолетом создается зона пониженного давления, и частички воздуха как бы выталкивают его вверх. Загребая лопастями воздух, вертолет мчится вперед. Главный винт помогает вертолету лететь прямо вперед.
А при наклоне винта изменяется аэродинамическая сила. Благодаря этому вертолет может лететь не только вперед, но и вбок или даже назад. Но как же наклонить винт, чтобы заставить вертолет лететь вбок? Для этого надо изменить угол атаки. Что такое угол атаки? Каждая лопасть винта может оборачиваться вокруг своей оси (стержня). Угол атаки – это величина, на которую может «задраться» лопасть навстречу воздуху. Когда пилот увеличивает угол атаки сразу у всех лопастей, вертолет взлетает вверх, а когда угол атаки уменьшается – вертолет опускается. Если растет угол атаки лопасти, когда она будет находиться над носом вертолета, то сзади соответственно он уменьшится и вертолет полетит назад. А если растет угол атаки у лопасти пролетающей над левым бортом – вертолет полетит направо.
Если за рычагом управления опытный пилот, вертолет может даже летать вверх ногами, то есть вверх колесами. Вернее летать он так не сможет, а сможет только делать фигуры в воздухе. Для того, чтобы «кувыркнуться» вертолету хватит аэродинамической силы. Но летать вниз лопастями долго вертолет не может. Если сравнивать вертолет с самолетом, можно найти много отличий. Самолету нужно разогнаться, чтобы взлететь и он не может держаться вертикально в воздухе, ему нужно все время лететь вперед. А вертолет может подняться вверх, например, с крыши дома, и висеть в воздухе столько времени, сколько надо. Это позволило вертолету найти применение в разных областях нашей жизни.
Вертолеты летят на помощь
Ми-26. Фото: «Вертолеты России»
Уже более полувека вертолеты используются для поисково-спасательных работ. Счет спасенных за это время жизней исчисляется сотнями тысяч. Сейчас ни одна поисково-спасательная служба не обходится без применения вертолетов, особенно в случае работы в удаленных районах, там, где отсутствуют дороги и другие средства сообщения. О том, какие вертолеты сегодня спешат на помощь тем, кто оказался в беде, ‒ в нашем материале.
Винтокрылые спасатели
История отечественной спасательной авиации началась в 1930-е годы, когда при Исполкоме Красного Креста и Красного Полумесяца СССР были созданы первые авиационные подразделения для эвакуации людей, доставки врачей и медикаментов. В 1960-е годы ряды поисково-спасательной авиации пополнились первыми отечественными вертолетами, а модель Ми-2 на долгие годы становится основной летающей машиной скорой помощи. Вертолеты стали незаменимыми помощниками в труднодоступных регионах страны.
Сегодня вертолеты активно применяются в поисково-спасательных операциях. В районах, расположенных вдалеке от крупных населенных пунктов, вертолетные службы выполняют жизненно важные функции. Они помогают искать пропавших людей, спасать потерпевших бедствие на воде, в горах, доставлять пострадавших в медицинские учреждения. Преимущества вертолета в том, что он может садиться на неподготовленные площадки, а в некоторых случаях эвакуировать людей даже без приземления. В условиях городской застройки и плотного трафика вертолет быстрее доберется до места техногенной катастрофы, пожара или дорожно-транспортного происшествия. Вертолетная техника эффективнее других видов транспорта способна укладываться в «золотой час», медицинская помощь в течение которого наиболее результативна.
Ми-2 полярной авиации
В России существует несколько организаций, применяющих вертолеты для спасения людей. Министерство по чрезвычайным ситуациям по данным на октябрь 2019 года владеет парком из 57 вертолетов. Это модели Ка-32А, Ми-8МТВ-1, Ми-26Т и зарубежные машины Bo 105 и ВК 117. Они используются для авиаразведки, борьбы с паводками и пожарами, участвуют в санитарной эвакуации и перевозят гуманитарные грузы. Вертолетчики МЧС работали в местах вооруженных конфликтов, спасали людей во время землетрясений, сильнейших пожаров и наводнений, участвовали в международных операциях.
В 2003 году в Москве был создан Московский авиационный центр, который обеспечивает ежедневное и круглосуточное дежурство вертолетов легкого класса в столице. Такой режим работы был введен к Чемпионату мира по футболу 2018 года и показал свою эффективность. Специалисты МАЦ летают на вертолетах Ми-26Т, Ка-32А, ВК 117С-2 и Bell 429. В 2019 году более 650 человек воспользовались помощью вертолетов Московского авиационного центра, было совершено 46 вылетов на пожары. Более 12 крупных пожаров Москвы потушены в том числе силами вертолетов МАЦ.
Ежедневно дежурство несут два пожарных и три санитарных вертолета. В управлении центра находится 5 вертолетных площадок на территории городских клинических больниц, одна площадка на МКАД и 21 площадка в Новой Москве. Долететь до любой точки Москвы вертолет может за 7-15 минут. С 2019 года при центре работает служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО), бригады которой круглосуточно находятся в повышенной готовности к работе с применением оборудования и средств спасения в случае возникновения ЧС. Спасатели имеют допуск к беспарашютному десантированию с борта вертолета. С помощью спускового устройства спасатель может опуститься, например, на крышу многоэтажки и в сцепке с собой эвакуировать человека.
Кроме того, в настоящее время в рамках национального проекта «Здравоохранение» в России реализуется программа развития санитарной авиации, направленная на обеспечение своевременной медицинской помощью граждан, проживающих в труднодоступных районах нашей страны. На сегодняшний день на дежурстве в регионах РФ находится более 100 санитарных вертолетов, основную массу которых составляют машины типа Ми-8 и «Ансат». За время действия программы, запущенной в 2016 году, в медицинские учреждения было перевезено на вертолетах уже более 20 тысяч пациентов.
Поисково-спасательные и санитарные вертолеты России
Ка-27ПС
Поисково-спасательная версия корабельного противолодочного вертолета Ка-27 создана для спасения экипажей морских и воздушных судов, терпящих бедствие. Выпускается с 1980 года. Вертолет оборудован специальной поисковой аппаратурой и различными спасательными средствами. Для поиска в ночное время используются мощные прожекторы. Спуск и подъем грузов до 300 кг и людей осуществляется с помощью электролебедки. Также существует отдельная модификация для поиска спускаемых космических аппаратов и эвакуации космонавтов.
Ка-27ПС
Пилотажно-навигационный комплекс вертолета позволяет осуществлять автоматизированный полет вертолета по запрограммированному маршруту, посадку вертолета на корабль и разгрузку корабля без остановки последнего, автономное висение вертолета над заданной точкой, а совместно с радиолокационной станцией «Осьминог» вывод вертолета в точку, заданную пилотом. Вертолеты Ка-27ПС оснащены системой надувных баллонет, обеспечивающих плавучесть вертолетов в случае их аварийной посадки на водную поверхность. Механизм складывания лопастей позволяет существенно уменьшить габариты вертолетов при их хранении в ангарах кораблей и аэродромов.
Ка-32
Средний транспортник Ка-32 с соосной схемой несущих винтов выпускается с 1985 года в различных версиях и является развитием вертолета Ка-27ПС. Машина отличается высокой для своего класса грузоподъемностью и может поднимать 5 т груза на внешней подвеске. Вертолет как нельзя лучше подходит для спасения людей, тушения лесных пожаров и борьбы с огнем в высотных зданиях. В течение многих лет вертолет с успехом применяется в борьбе с природными и техногенными пожарами в разных точках мира. В зависимости от поставленных задач вертолет может оснащаться внешней подвеской для перевозки грузов, водосливным устройством, спасательной лебедкой, гидравлическим захватом или системой пожаротушения на высотных зданиях. Также на вертолете может устанавливаться инфракрасное оборудование для работы в темное время суток. Благодаря своим компактным размерам Ка-32 может садиться на площадку размером 22 на 22 метра.
Лебедка используется для десантирования спасателей и эвакуации пострадавших из мест, где приземление затруднено. Гидравлический захват применяется для разбора завалов, например при крупных ДТП, когда нужно быстро расчистить трассу от обездвиженных машин. Захват представляет собой большую металлическую клешню, которая может раскрываться на 2,2 метра и переносить груз весом до пяти тонн. Управление такой системой считается высшим пилотажем в гражданской авиации.
Ка-32. Фото: «Вертолеты России»
Специально для вертолетов Ка-32 создана уникальная система горизонтального, бокового и вертикального пожаротушения. В 2012 году она была успешно применена на тушении пожара высокой сложности в одной из башен комплекса «Москва-Сити». Также используется водосливное устройство, которое за несколько секунд может набрать 5 тонн воды практически в любом водоеме глубиной от 2 метров и сбросить их на очаг пожара.
В настоящее время холдинг «Вертолеты России» ведет разработку новейшей модификации вертолета – Ка32А11М, которая получит систему пожаротушения повышенной емкости, новые двигатели ВК-2500, а также современную авионику, выполненную по принципу «стеклянной кабины».
Ми-8
Многоцелевой вертолет семейства Ми-8 – одного из самых массовых в истории авиации. Эти машины обладают высокими летно-техническими характеристиками и могут круглосуточно применяться в самых сложных климатических условиях.
Ми-8АМТ
Поисково-спасательная версия оснащается специальным оборудованием: прожекторами, лебедками, громкоговорителями и радиолокационными комплексами. Этот вертолет используется специалистами министерств по чрезвычайным ситуациям в разных странах. Противопожарный вариант Ми-8/17 обеспечивает тушение с помощью водосливного устройства на внешней подвеске, которое позволяет доставить до 4000 л воды и осуществить сброс на очаг возгорания с высокой точностью. Вертолет способен доставить в зону тушения пожарные бригады и спецтехнику. Конструкция и оборудование вертолета Ми-8 позволяет эксплуатировать его при автономном базировании на необорудованных площадках.
В рамках программы развития санитарной авиации российским эксплуатантам поставляются вертолеты модификаций Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1, оснащенные медицинским модулем, который позволяет поддерживать основные жизненные функции пациента во время транспортировки.
«Ансат»
Легкий двухдвигательный многоцелевой вертолет, серийное производство которого развернуто на Казанском вертолетном заводе. Эта машина широко используется в России в качестве летающей скорой помощи. «Ансат» развивает максимальную скорость 275 км/ч и способен совершать перелет на расстояние свыше 500 км. С помощью быстросъемного оборудования многоцелевой «Ансат» может быть оперативно переоснащен для выполнения различных задач.
«Ансат»
В марте 2020 года Казанский вертолетный завод холдинга «Вертолеты России» получил одобрение Росавиации на установку в вертолет «Ансат» медицинского модуля с комплексом для перевозки неонатальных пациентов. Оборудование позволяет проводить эвакуацию и оказывать медицинскую помощь новорожденным прямо в воздухе. В комплект входит аппарат искусственной вентиляции легких, блок мониторинга, аспиратор, инфузионный насос. Комплекс будет устанавливаться опционально на все «Ансаты», оборудованные медицинскими модулями.
Ка-226Т
Экологичность, экономичность и современный комплекс авионики делают легкий многоцелевой Ка-226Т одним из лучших в своем классе. Основной отличительной особенностью этой машины является модульность ее конструкции. Вертолет легко преобразуется в одну из пяти модификаций: Ка-226Т может быть пассажирским, транспортным, медицинским, полицейским или поисково-спасательным.
Ка-226Т. Фото: «Вертолеты России»
Благодаря традиционной для ОКБ Камова соосной схеме и отсутствию хвостового винта Ка-226Т очень компактен и может использоваться на площадках небольшого размера, в том числе в условиях городской застройки и в горной местности. Поисково-спасательный вариант вертолета может выполнять задачи в сложных климатических условиях с разным географическим ландшафтом, в том числе в горной местности. Высокая точность висения вертолета позволяет легко и безопасно осуществлять подъем пострадавших на борт.
Ми-26Т
Гражданская версия крупнейшего в мире серийного транспортного вертолета Ми-26Т, серийно производится с 1985 года. Рекордная грузоподъемность этого вертолета пригодилась в самых необычных ситуациях. Например, Ми-26Т использовался для транспортировки 20-тонной глыбы льда с вмерзшим в нее мамонтом. Кроме того, вертолет-тяжеловес неоднократно перевозил авиатехнику, в том числе своих «собратьев». Ми-26Т помогал в освоении газонефтяных месторождений Западной Сибири и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участвовал в миротворческих миссиях ООН.
Ми-26. Фото: «Вертолеты России»
Ми-26Т способен перевозить до 20 тонн техники и крупногабаритных грузов на внешней подвеске или в грузовой кабине. Вертолет вмещает до 60 человек. Он может применяться в тушении особо крупных пожаров. При пожаротушении к вертолету крепится водосливное устройство, способное переносить 15 тонн воды. Дальность полета Ми-26Т – 800 км, скорость полета – 270 км/ч.
Вертолет последние новости — компания «Такси Вертолет»
Жизнь непредсказуема: порой деловые поездки выбиваются из дневного графика, а пробки на дорогах образуются в нетипичное для них время суток. И, конечно, плохая погода тоже всегда застает внезапно. Стоит ли пользоваться вертолетным такси ночью, в дождь и туман и насколько это безопасно? Разберемся в нюансах.Полет по приборам
«Вертолеты ночью не летают» — устаревшая мудрость. На заре авиации, десятилетия назад, это было правдой: при плохой оптической видимости легко столкнуться со зданием, вышкой или линией электропередач. Но сейчас военные и гражданские вертолеты оборудуют приборами ночного видения и контролирующей электроникой: радиовысотометрами и системой спутникового контроля.
Пилоты проходят отдельную подготовку, чтобы правильно читать приборы и хорошо ориентироваться ночью. Только после ее прохождения они получают допуск к ночным рейсам.
Поэтому вертолетное такси совершает полеты и ночью, на специально оборудованных для этого машинах и с пилотами особой квалификации. Полет будет комфортным и безопасным, а бонусом станет восхитительная панорама ночного города. Если вы заказываете полёт в подарок или для развлечения, то спланировать его на ночное время будет отличной идеей!
Когда небо закрыто
Ночь — не помеха для полета. А вот погода может и помешать. В бурю, туман и при низкой облачности управлять вертолетом гораздо сложнее. По статистике, плохие метеоусловия становится причиной каждой пятой аварии в воздухе. Поэтому погода, при которой вылеты на вертолетах разрешены, четко прописана в нормативных документах. Это так называемые «метеоминимумы» — минимально допустимая видимость, которая зависит от освещенности, осадков, облаков и тумана. Минимально допустимой считается высота облаков 60 метров и дальность видимости 550 метров.
Если из-за погоды видимость меньше, то пилот не получит разрешение на вылет. Явные «противопоказания» для полета — обильный дождь и снег, град, гроза, шквальный ветер, обледенение, песчаные бури, смерчи, низкая облачность, туман. Диспетчер предупредит вас, если в указанный вами день рейсы будут отменены по погодным условиям.
Если погода внезапно ухудшится во время полета, пилот совершит посадку на ближайшем аэродроме или вертолетной площадке. Опытный летчик всегда грамотно оценивает ситуацию и не будет подвергать опасности жизнь пассажира.
Москвичей заинтересовали вертолеты, летающие на севере города – Москва 24, 10.09.2020
Эксперт объяснил появление вертолетов на севере столицы
Жители севера Москвы рассказали, что в течение недели над их головами летают вертолеты. Один из них недавно приземлился в парке Дружбы в районе станции «Речной вокзал». У вертолета была военная раскраска, а оттуда выходили люди в камуфляже, сообщили очевидцы.
Местные жители рассказали, что в этой зоне отдыха вертолеты появляются на протяжении последних четырех дней. Они сообщили, что выучили расписание их полетов: машина прилетает в 10:30, потом 10 минут кружит над районом и возвращается в парк Дружбы.
В зоне отдыха имеется территория, огороженная красно-белой лентой. Именно там из вертолета выходят люди в камуфляже. Они просят не заходить на огороженную территорию в целях безопасности.
Пресс-секретарь ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Николай Ивашов сообщил Москве 24, что в столице нельзя летать на вертолетах без специального разрешения. Все полеты над столицей должны быть согласованы. Однако пока неизвестно, почему вертолеты прилетают в парк Дружбы.
«Полеты воздушных судов над Москвой в черте МКАД имеют место достаточно редко, так как это запретная зона. Полеты осуществляются строго по разовым разрешениям. Разрешение на использование столичного воздушного пространства выдает Московский филиал Госкорпорации по ОрВД», – отметил Ивашов.
Он добавил, что в связи с особым статусом Москвы для полета над ней необходимо получить согласование от спецслужб и городских властей. Что касается самолетов, то они не могут летать над Москвой ниже высоты 8,1 тысячи метров, это происходит в исключительных случаях, сообщил Ивашов.
Жители Москвы со многих районов присылают видео, на котором видно кружащие по воздуху вертолеты. Сообщается, что они принадлежат типу «Ми-8», который был изобретен в начале 1960-х годов. Он является самым массовым 2-двигательным вертолетом в мире.
Также Ми-8 входит в список самых массовых вертолетов в истории авиации. Он используется для различных военных и гражданских задач.
Пока не удалось определить, к какому ведомству принадлежат эти вертолеты. Существует предположение, что это санитарная авиация. Военный обозреватель Виктор Баранец рассказал о принципах ее работы.
«Санитарная авиация используется в случае чрезвычайных ситуаций. Естественно, вертолеты, которые относятся к санитарной авиации, имеют право залетать или работать в воздушном пространстве над теми зонами, которые определены нашим правительством», – сообщил Баранец.
Недавно крушение вертолета произошло в Лагосе в Нигерии. В результате инцидента погибли два человека и еще один пострадал. Сообщалось, что разбившийся вертолет принадлежит компании Quorum Aviation.
Читайте также
Почему над моим домом летают вертолеты? (военные, полицейские, гражданские)
Громовой звук, который издает вертолет, пролетая над вашим домом, трудно не заметить. Но с чего бы вертолету летать над вашим домом?
Что ж, наиболее распространенная причина, по которой вертолеты могут летать над вашим домом, заключается либо в том, что ваш жилой дом находится над маршрутом полета военных, либо у правоохранительных органов есть веская причина для этого. Однако, поскольку существует много типов вертолетов, это означает, что они используются во всех сферах, кроме военных и правоохранительных, поэтому вертолет может летать над вашим домом по другой причине.
Военный
От ВВС и армии США до Национальной гвардии и флота вертолеты играют важную роль во всех основных родах войск.
Некоторые из этих родов войск могут иметь базы, расположенные в районе, который находится рядом с вашим домом. Поэтому вертолетам может понадобиться пролететь над вашим домом во время тренировочных операций и вернуться на базу.
Полиция
Есть несколько причин, по которым вы можете заметить полицейский вертолет, пролетающий над вашим домом.
Полицейские вертолеты играют очень важную роль в обеспечении правопорядка и обладают уникальным преимуществом, заключающимся в возможности отслеживать перемещение подозреваемых благодаря оснащению тепловизионным оборудованием и прожекторами, а также возможности обзора большой территории. Насильственные преступления в процессе, погони, преступления против собственности, остановки транспорта и периметры являются наиболее распространенными причинами, по которым вы можете услышать вертолет, летящий над головой.
Полицейские вертолеты также пригодятся, когда происходит большое общественное собрание, и отдел хочет иметь возможность лучше контролировать все, что происходит.Поисково-спасательные работы — еще одна распространенная причина, по которой вы можете увидеть и услышать вертолет, летящий над жилыми районами.
Гражданский
Также возможно, что над вашим домом пролетает гражданский вертолет. Это может быть вызвано несколькими причинами, поскольку вертолеты используются в десятках отраслей.
Сюда могут входить средства массовой информации, здравоохранение, сельское хозяйство, личный пилот для руководителей или знаменитостей, обучение полетам и многое другое.
Как узнать, почему над вашим домом пролетает вертолет
Есть очень полезное приложение под названием Citizen, которое расскажет вам, почему над вашим домом может летать вертолет.
Компания отслеживает данные звонков службы экстренной помощи 24 часа в сутки и 7 дней в неделю и предоставит подробную информацию о том, что вертолет расследует в вашем районе.
Так что, хотя вы, возможно, ничего не сможете сделать с шумом, вы, по крайней мере, сможете узнать, почему над вами раздражающе летает вертолет.
Вот почему вы можете увидеть вертолет, пролетающий над Данбери на этой неделе
Если вам интересно, почему вы видите вертолет, пролетающий над вашим домом где-то на следующей неделе или около того, это просто Eversource проверяет его линии передачи.
Нет, это не сцена из Goodfellas , когда Генри замечает, что вертолет следует за ним над головой, но это все равно может показаться подозрительным и причудливым.
Если вы видите сине-желтый вертолет, парящий над вашим домом или над дорогой, по которой вы едете, не нужно думать, что федеральные власти наблюдают за вами, это просто Eversource исследует свои линии электропередач.
Они будут использовать вертолет с датчиками тепла и технологией инфракрасного сканирования, способной обнаруживать потенциальные проблемы с оборудованием до их возникновения.
Вертолет Eversource использует то, что они называют LiDar, то есть технологию обнаружения света и дальности для сбора данных с воздуха и отправки их инженерам, чтобы они могли использовать эти данные, чтобы убедиться, что их система передачи работает на полную мощность.
Согласно сайту eversource.com, коммунальная служба будет летать над многими городами Коннектикута до 23 декабря, а ее вертолет будет находиться в воздухе с 9 до 16 часов, включая выходные.
Стив Дрисколл, вице-президент Eversource по эксплуатации, рассказал в пресс-релизе компании о том, что именно влечет за собой эти проверки вертолетов.
Вертолетные инспекции наших линий электропередачи являются важной и эффективной частью нашего обязательства по сокращению частоты и продолжительности отключений электроэнергии. Более миллиона клиентов в Коннектикуте зависят от нас в плане электроснабжения, и поэтому мы всегда активно работаем над тем, чтобы система работала безопасно и надежно.
Вы можете узнать сине-желтый вертолет Eversource по его бортовому номеру N803JB, который обычно находится на высоте примерно 1400 футов.
ВЗГЛЯД: Каковы шансы, что эти 50 совершенно случайных событий произойдут с вами?
Укладчик выбирал догадки из 50 случайных событий, чтобы определить, насколько вероятно, что они действительно произойдут. Они черпали информацию из государственной статистики, научных статей и других первичных документов.Продолжайте читать, чтобы узнать, почему будущие родители не должны рассчитывать на сроки родов и почему вы должны больше беспокоиться о том, чтобы умереть в свой день рождения, чем дожить до 100 лет.ПРОДОЛЖАЙТЕ ЧИТАТЬ: Прокрутите, чтобы увидеть, какие самые большие заголовки были в год вашего рождения
ВЗГЛЯД: Лучшие праздничные игрушки того года, когда вы родились История знаковых праздничных подарков. Используя национальные архивы игрушек и данные, собранные The Strong с 1920 года по сегодняшний день, Стакер искал продукты, которые завладели общественным духом благодаря новизне, инновациям, китчу, причуде или просто удачному выбору времени, а затем добились успеха.
Эти вертолеты летают над головой? Они ищут опасность возгорания, а не пострадавших туристов
САН-ДИЕГО —Вертолет, летевший над районом Сан-Карлос в течение примерно четырех часов в понедельник днем, вызвал шквал телефонных звонков в корпоративную вертолетную компанию из Монтгомери-Филд.
Представитель Corporate Helicopters сказал, что этот вертолет был одним из трех, которые использовались San Diego Gas & Electric в рамках государственных проверок электрических опор, опор и подстанций на предмет пожарной безопасности.
Марк Строун, житель Сан-Карлоса с 1982 года, был одним из звонивших в Corporate Helicopters. Он следил за движением вертолета с помощью данных о воздушном движении после того, как сказал, что низколетящий вертолет приближался к дому его семьи недалеко от горы Коулз.
Вертолет летел низко, сказал Строун. Иногда он зависал в одном и том же месте в течение нескольких минут и совершал повторные проходы по одному и тому же набору линий по характерному рисунку.
Строун сказал, что, хотя вертолеты в этом районе распространены, потому что людей регулярно спасают с горы вертолеты пожарной службы Сан-Диего или Департамента лесного хозяйства и противопожарной защиты Калифорнии, он видел, что это не «правительственный вертолет.
«Я был обеспокоен непосредственной близостью вертолета к нашему дому», — сказал Строун. «Я поднял голову и понял, что это не пожарная служба Сан-Диего или Cal Fire. Несколько раз в неделю в горах бывают спасатели, и мы всегда чувствуем пожар в Сан-Диего, поэтому я всегда проверяю, есть ли вертолет».
Представитель SDG&E Кэндис Хэдли подтвердила, что вертолет был частью текущего плана компании по смягчению последствий лесных пожаров на 2021 год.
Она сказала, что SDG&E использует вертолеты, оснащенные технологией обнаружения света и определения дальности, для проверки воздушных линий электропередач и оборудования в «Районе повышенной пожароопасности».” Жители по всему округу могут видеть вертолеты, пролетающие вблизи линий электропередачи до января 2022 года.
«Эти проверки проводятся для обеспечения безопасности наших линий электропередач и выявления потенциальных рисков, связанных с растительностью и другими опасностями, а также в случае необходимости ремонта — сказал Хэдли.
Она сказала, что посты о проверках публикуются на NextDoor в районах, где они будут проходить. По ее словам, более 30 тысяч жителей получили по почте письма с информацией о проекте.В письмах объясняется, чего ожидать, потенциальные воздействия (например, повышенный уровень шума и пыли) и номер телефона, по которому можно позвонить для получения дополнительной информации.
Строун сказал, что не получал никаких уведомлений от компании.
Представитель Corporate Helicopters сообщил, что SDG&E арендует три типа вертолетов — Bell JetRanger, Bell LongRanger и A-Star (также известный как Air Bus) — для проведения текущих инспекций.
Во вторник Хэдли сообщил, что вертолеты выполняли аналогичную работу в районах Дель-Серро, Пайн-Вэлли, Джамул и Спринг-Вэлли.
Вертолет Black Hawk впервые совершает полет без экипажа на борту Sikorsky объявил о программе Automation System (ALIAS) 8 февраля.
Sikorsky и DARPA, принадлежащие Lockheed Martin, работали над ALIAS в течение примерно шести лет, но на всякий случай у них всегда был пилот в самолете, даже если вертолет работал. полет полностью самостоятельно.
В вертолете есть переключатель под названием «210 переключатель», сообщил журналистам Игорь Черепинский, директор Sikorsky Innovation, во время виртуального брифинга для прессы 8 февраля. Переключатель указывает, сколько пилотов находится в самолете; впервые перед полетом его обнулили.
В течение 30 минут ALIAS Black Hawk пролетал без пассажиров над Форт-Кэмпбелл, штат Кентукки, 5 февраля, а затем снова в более коротком полете 7 февраля.
Самолет прошел предполетную проверку, взлетел и совершил полет через смоделированную систему обнаружения и определения дальности света (LiDAR), изображающую перегруженный и сложный горизонт Нью-Йорка.По словам Черепинского, 14 000-фунтовый самолет автономно реагировал на смоделированные небоскребы, петляя по Манхэттену. Затем самолет приземлился сам по себе.
Black Hawk использует систему автономии Sikorsky MATRIX, предназначенную для помощи пилотам и летному экипажу при полетах в неблагоприятных условиях, в том числе в условиях ограниченной видимости или отсутствия надежной связи.
Компания Sikorsky разработала технологию MATRIX на своем исследовательском самолете Sikorsky Autonomy Research Aircraft (SARA). Пилоты армии США впервые попробовали это в 2018 году, поскольку служба продолжает работать над возможностью сделать как нынешний, так и будущий флот, находящийся в стадии разработки, опционально укомплектованным.
ALIAS интегрирует высокий уровень автоматизации в пилотируемые летательные аппараты и имеет возможность использовать дополнительные возможности автономности.
Sikorsky UH-60A Blackhawk Опционально пилотируемый самолет покидает взлетно-посадочную полосу во время своего первого полностью беспилотного полета. (Lockheed Martin)
«ALIAS предназначен для поддержки выполнения всей миссии от взлета до посадки, включая автономное управление непредвиденными событиями, такими как отказы бортовых систем. Простые в использовании интерфейсы облегчают взаимодействие руководителя и ALIAS», — говорится в заявлении компании.
«Благодаря уменьшению рабочей нагрузки пилоты могут сосредоточиться на управлении полетом, а не на механике», — сказал Стюарт Янг, руководитель программы отдела тактических технологий DARPA. «Это уникальное сочетание автономного программного и аппаратного обеспечения сделает полет умнее и безопаснее».
DARPA и Sikorsky вложили около 160 миллионов долларов в программу ALIAS. План состоит в том, чтобы завершить программу к концу года, сказал Янг. Раскол между ними, по словам Янга, был относительно равным.
ALIAS обеспечивает оперативную гибкость армии, сказал он. «Это включает в себя возможность управлять самолетами в любое время дня и ночи, с пилотами и без них, а также в различных сложных условиях, таких как оспариваемые, перегруженные и ухудшенные визуальные условия», — добавил Янг.
Основной причиной авиационных происшествий армейской авиации является сочетание человеческих ошибок и ухудшения визуальной среды. Служба продолжает искать системы, которые помогут разгрузить пилота в этих средах.
СВЯЗАННЫЕ
«Даже в современных самых автоматизированных самолетах пилоты по-прежнему должны управлять сложными интерфейсами и реагировать на непредвиденные ситуации», — говорится в заявлении.
ALISA также позволит армии летать в условиях, при которых вертолет обычно приземляется.
В конечном итоге система может быть включена в армейские программы Future Vertical Lift, поскольку они продолжаются в процессе разработки.
Янг и Черепинский заявили, что DARPA передаст свои возможности армии, чтобы она могла оснастить свой текущий и будущий флот адаптируемыми автономными возможностями.
Псевдоним ранее выполнял автономную миссию по пополнению запасов в рамках проекта «Конвергенция» в 2021 году на испытательном полигоне Юма, штат Аризона. В следующем месяце в рамках программы будет проведен первый полет модели Black Hawk модели Майка с дистанционным управлением, самой современной версии армейского парка универсальных вертолетов, в Форт-Юстисе, штат Вирджиния, отмечается в заявлении.
Джен Джадсон — отмеченный наградами журналист, освещающий военные действия на суше для Defense News. Она также работала в Politico и Inside Defense. Она имеет степень магистра журналистики Бостонского университета и степень бакалавра искусств колледжа Кеньон.
Почему полет на вертолете на Марс — это большое дело
Марсианский вертолет Ingenuity NASA сделал этот снимок, когда он завис над поверхностью Марса 19 апреля 2021 года во время первого управляемого полета на другой планете. Он использовал свою навигационную камеру, которая автономно отслеживает землю во время полета. Авторы и права: НАСА/Лаборатория реактивного движения-Калифорнийский технологический институт.НАСА совершило свой первый полет на другую планету рано утром в понедельник, короткий прыжок для небольшого вертолета Ingenuity, который продемонстрировал технологию, которая может оказаться решающей для будущего исследования космоса.
Четырехфунтовое транспортное средство поднялось примерно на 10 футов над поверхностью красной планеты примерно на 40 секунд, прежде чем спуститься обратно на землю.
Вертолет прибыл на Марс вместе с марсоходом Perseverance 18 февраля, совершив драматическую посадку в высоком разрешении. По мере того, как США и другие страны готовятся вернуть людей на Луну и, в конечном итоге, высадиться на Марсе, использование дронов для тщательной оценки окружающего ландшафта будет становиться все более важным.
«Теперь у нас есть момент для братьев Райт», — сказала Мими Аунг, руководитель проекта Ingenuity, рано утром в понедельник из диспетчерской Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене, Калифорния. «Это всего лишь первый большой полет».
Исследователи из JPL запланировали еще четыре полета Ingenuity во время миссии, чтобы продемонстрировать жизнеспособность технологии в разреженной марсианской атмосфере, враждебной среде для кораблей, требующих воздуха для подъема (марсианская атмосфера в 100 раз тоньше земной).
Марсианский вертолет Ingenuity NASA парит над марсианской поверхностью — это первый случай управляемого полета с двигателем на другой планете — как видно из тепловизора Mastcam-Z на борту марсохода Perseverance 19 апреля 2021 года. Вертолет поднялся на высоту 10 футов. (3 метра), зависание на 30 секунд. Авторы и права: NASA/JPL-Caltech/ASU/MSSSДействительно, полет близко к поверхности Марса эквивалентен полету на высоте более 87 000 футов на Земле, что по сути в три раза превышает высоту горы Эверест, заявили инженеры НАСА.Рекорд высоты полета вертолета над землей составляет 41 000 футов.
Менее плотная атмосфера, состоящая в основном из углекислого газа, требует скорости вращения лопастей 2400 об/мин, чтобы вертолет мог оставаться в воздухе — в пять раз больше, чем необходимо на Земле. У исследователей также была только оценка ожидаемой скорости ветра, которая составляла около 13 миль в час.
Каждое последующее испытание будет сопряжено с «более высоким риском» и будет проходить на высоте до 15 футов над поверхностью, потому что «мы хотим изучить и понять возможности этого маленького транспортного средства», — сказал Аунг.Самый продолжительный полет продлится не более 90 секунд.
Руководители программыJPL предупредили, что более поздние полеты Ingenuity имеют хорошие шансы полностью завершить миссию, учитывая повышенную вероятность аварийной посадки. Небольшой корабль не сможет выровняться, если приземлится косо, а не на четыре ноги.
С тех пор, как миссии «Аполлон» доставили марсоходы на поверхность Луны, исследование поверхности оставалось на уровне земли. Со временем полеты дронов могут позволить исследовать недоступную каменистую местность или сканировать скалы и другие геологические объекты, слишком опасные для марсоходов или людей.
НАСА начало концептуальные испытания своего внеземного авиационного эксперимента еще в 2014 году и провело обширные испытания в вакуумной камере, чтобы понять сложность полета на Марсе, где по земным меркам очень холодно, ночью температура опускается до -130F (-90C). . Но изобретательность — это только начало.
Миссия агентства «Стрекоза» к спутнику Сатурна Титану запланирована на 2027 год, а прибытие произойдет примерно через восемь лет.Более крупный винтокрылый аппарат пролетит более 100 миль по ледяной Луне, собирая образцы в нескольких местах.
Несмотря на то, что тяжелая азотом и сложная атмосфера Титана будет легче летать, чем Марс, когда дело доходит до аэродинамики, метановый дождь и сверхэкстремальный холод -290F (-179C) создадут свои собственные проблемы.
Изобретательность и ее потомство должны быть в значительной степени автономны, учитывая отставание в связи с Землей, которая находится на расстоянии 180 миллионов миль. В конечном итоге НАСА приобрело два коммерческих чипсета по 750 долларов для полетов дронов, которые были разработаны Qualcomm Inc., поскольку платформа предлагала вертолету более надежные вычисления с низким энергопотреблением, чем существующая технология НАСА.
Ingenuity имеет две камеры, одну для навигации, другую для фотографирования местности, и должен подключаться по беспроводной сети к Perseverance, чтобы передавать свои изображения на орбитальный аппарат Марса и обратно на Землю. Чипы также должны принимать профили полетов, отправленные пилотами JPL.
«Это исторический момент — первый полет за пределы планеты Земля», — сказал Дев Сингх, генеральный менеджер Qualcomm, курирующий дроны и робототехнику.»Это только начало.»
Полет НАСА на Марс может состояться уже в понедельник
2021 Bloomberg LP
Распространяется Tribune Content Agency, LLC
Цитата : Почему полет на вертолете на Марсе — это большое дело (2021, 19 апреля) получено 12 февраля 2022 г. с https://физ.org/news/2021-04-helicopter-mars-big.html
Этот документ защищен авторским правом. Помимо любой добросовестной сделки с целью частного изучения или исследования, никакие часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в ознакомительных целях.
Сикорский сделал вертолет, которым легче управлять, чем дроном
Я сижу в защищенном бежевом конференц-зале в штаб-квартире принадлежащего Lockheed Martin производителя самолетов Sikorsky в Стратфорде, штат Коннектикут.Через несколько часов я буду в кабине вертолета Sikorsky S-76, оснащенного шестилетней технологией автономного полета компании Matrix, которая родилась из программы DARPA, позволяя компьютеру управлять мной. экскурсия по реке Хаусатоник с высоты около 3000 футов. За это время технология продвинулась так далеко, что Федеральное авиационное управление разрешило Sikorsky позволить опробовать ее новичку. Итак, во второй половине дня я стану одним из первых непилотов, которые сделают именно это.
Перед этим Крис Ван Буйтен, вице-президент Sikorsky Innovations, подразделения компании, занимающегося решением проблем будущего, объясняет, какой объем работы будет выполнять эта система, и говорит мне то, что гремит в моей голове до конца дня.
«Вы умрете, и это будет порядка 60 секунд».
«Мы говорили о способе заставить вас управлять вертолетом с отключенной [автономной] системой… и мы не могли сделать это безопасно, потому что вы бы умерли, и это заняло бы порядка 60 секунд», — говорит Ван Буйтен с улыбка, откинувшись на спинку стула.«Это было бы , так что шокировало бы вас, насколько вы вышли из-под контроля».
Это не из-за какой-то личной ошибки. Вертолеты действительно , что тяжело летать. Для справки, Ван Бюйтен рассказывает мне, как после четырех часов летной подготовки на вертолете несколько лет назад он, наконец, почувствовал себя комфортно, устойчиво удерживая вертолет в простом зависании. Но когда его инструктор попросил его позвонить в вышку аэропорта по рации, он начал терять контроль. По его словам, управление вертолетом требует такой интенсивной умственной нагрузки, что даже такие мелочи, как нажатие кнопки «разговор», могут подвергнуть начинающего пилота опасности.
Самолет Sikorsky Autonomy Research Aircraft, или SARA, в полете. Изображение: Сикорский«В конце концов, вычислительная огневая мощь между вашими ушами иссякнет», — говорит он.
Это одна из проблем, которую Sikorsky пытается решить, разрабатывая автономные технологии для вертолетов. Очевидный, хотя и очень отдаленный, конечный результат заключается в том, что технология может помочь спровоцировать появление автономных «летающих такси», которые произведут революцию в том, как мы передвигаемся по большим городам.(Фактически, на этой неделе Sikorsky выдумал такую ситуацию в рекламе, которую он сделал для The Spaceship Company и Otis Elevators.) Но задолго до того, как это произойдет, компания может использовать эту технологию, чтобы помочь пилотам-людям, которые уже находятся в воздухе.
Коммерческие самолеты уже много лет имеют функции автопилота, поэтому вы можете подумать, что добавление автономии к вертолетам — не проблема. Но вертолеты летают намного ближе к земле, а это неизбежно означает, что нужно избегать новых препятствий. Для справки Ван Бюйтен представляет крошечный самолет, летящий через конференц-зал.Он будет примерно в пяти футах в воздухе, и ничто не преградит ему путь. Вертолет, между тем, будет не более чем в полудюйме или около того от пола, где на пути будет куча вещей.
«В конце концов, вычислительная огневая мощь между вашими ушами иссякнет».
Добавьте сюда все сложные ситуации, с которыми сталкиваются пилоты вертолетов, такие как падение на посадочную площадку нефтяной вышки во время шторма в Северном море или попытка перебросить кого-то по воздуху с обочины шоссе ночью в окружении деревьев и линий электропередач. .По словам Ван Бьютена, сложность таких ситуаций и порождает несчастные случаи.
«Знаете, это не «Джимми уснул». Дело не в этом, — говорит он. «Это невероятные команды, выполняющие невероятно сложную задачу. Это полдюйма проблемы с полом».
Другими словами, даже лучшим пилотам в мире не помешала бы небольшая помощь. Небольшая автономия не помешала бы.
То, что разработал Sikorsky, — это нечто большее, чем просто автономия. Команда разработчиков создала увлекательную сложную гибридную систему, которая делает управление вертолетом настолько простым, что они позволили мне попробовать это всего через 45 минут на симуляторе.Что меня больше всего поражает, когда я в воздухе, так это то, насколько все просто. Сикорский вложил достаточно усилий в эту технологию — как в плане управления полетом, так и в отношении пользовательского интерфейса — чтобы летать на нем было проще, чем на дроне DJI.
Вид из кабины, когда САРА поднимается (и я) над землей. Изображение: СикорскийМой путь к полетам на автономном вертолете начинается в кузове Winnebago.Команда Sikorsky Innovations превратила RV в «мобильную наземную станцию» для автономного вертолета, который называется SARA (Sikorsky Autonomy Research Aircraft). Впереди компьютеры и гигантские экраны, на которых сотрудники Sikorsky Innovations могут на лету вносить изменения в программное обеспечение вертолета. Они могут контролировать и контролировать SARA отсюда в режиме реального времени, хотя команда осторожно указывает, что вертолету не нужен RV для работы.
SARA — это автономный исследовательский аппарат, объясняет главный пилот и руководитель отдела разработки Марк Уорд.Он обернут градиентом от темно-синего (спереди) до светло-голубого (сзади), а также забрызган компьютерной схемной графикой, которая дает единственный намек снаружи на то, что этот вертолет чем-то отличается. При длине 43 фута он обычно может вместить 12 пассажиров и часто используется для перевозки генеральных директоров. За кабиной эта версия была выпотрошена и оснащена мозгами, которые управляют технологией Matrix.
SARA использует датчики LIDAR и компьютерное зрение, чтобы измерять землю под собой или обнаруживать близлежащие объекты, представляющие угрозу.Но SARA не так сильно полагается на функции «высокого порядка», такие как ИИ, поскольку их сложнее сертифицировать. («Чтобы пройти сертификацию FAA, вам нужен определенный уровень детерминизма в результатах», — говорит Ван Буйтен.)
Если вы хотите управлять автономным вертолетом Sikorsky, вы должны сначала начать с Winnebago
В задней части Виннебаго находится симулятор полета. Он состоит из гигантского плоскопанельного телевизора, стула, планшета и двух «инцепторов»: джойстика справа от меня и рычага слева от меня, которые напечатаны на 3D-принтере.Специально разработанное программное обеспечение, работающее под управлением Linux, показывает мне карту (как на экране, так и на планшете) окрестностей и цифровое изображение SARA.
Уорд, который будет моим вторым пилотом в настоящем вертолете, знакомит меня с пользовательским интерфейсом, разработанным командой для системы автономии. Мне сказали, что я буду использовать планшет, чтобы направить SARA на автономный взлет и посадку, а также загрузить 15-минутный план полета, который команда уже согласовала с авиадиспетчерской службой. Я также узнаю, что буду использовать эти рецепторы для управления автономным полетом и, в некоторых случаях, чтобы управлять вертолетом самостоятельно.
Во время симуляции Уорд объясняет мне, как пользоваться инцепторами. В обычном вертолете вы управляете полетом тремя способами: «циклический» или джойстик используется для движения вперед, назад или из стороны в сторону; «коллективный», планка сбоку от сиденья пилота, контролирует высоту; а педали в ногах вращают вертолет.
SARA использует LIDAR и оптические датчики, но не полагается на причудливый ИИ для полета
Инцепторы не регулируют физические элементы управления напрямую.Вместо этого они принимают мои данные и сообщают программному обеспечению Matrix, куда я хочу лететь, а компьютер переводит это в органы управления полетом. Нажмите вправо на пускатель джойстика, и вертолет будет дрейфовать вправо с любой скоростью, которую я выберу. Потяните за рычаг, и мы будем карабкаться, пока я не отпущу. Поверните колесо с накатанной головкой на пусковом рычаге, поверните SARA.
Когда вертолет находится в процессе автономного следования плану полета, я также смогу использовать инцепторы, чтобы ненадолго уйти с траектории.Когда я отпущу, автономная система перестроится и направит нас обратно.
Все должно быть настолько просто, что я смогу разобраться без особых инструкций, что, по сути, противоположно тому, что требуется, чтобы научиться управлять обычным вертолетом. Поэтому, когда Уорд спрашивает меня, как, по моему мнению, мне следует изменить скорость полета, и я говорю: «Нажмите на джойстик вперед», его лицо озаряется, и он хлопает в ладоши, издавая длинное «да».
Пилот армии США тестирует симулятор Matrix с помощью планшета и джойстика. Изображение: DARPA/YouTubeЧто почти сразу становится ясно, так это то, что хотя создание вертолета, который может летать сам по себе, по понятным причинам сложно, задача разработки этого «человеко-машинного интерфейса», или HMI, как его называет Уорд, кажется столь же сложной.
Команда Уорда создала ЧМИ с нуля. Ему это нравится, потому что это дает команде полную свободу действий, чтобы спроектировать его так, как им нравится. Например, если ему не нравится размер определенного элемента пользовательского интерфейса, команда может изменить его за считанные минуты.Или, если они хотят внести изменения в инцепторы, они тоже могут это сделать. (Уорд говорит, что они пробовали «кое-что странное», в том числе пытались летать с помощью чертежной мыши.) «Если бы мы работали со сторонней организацией, на что-то подобное ушли бы недели», — говорит он.
При разработке этого HMI с нуля Уорду и команде Sikorsky Innovations пришлось сделать много очевидных выборов. Он объясняет несколько. По его словам, они решили не разрешать масштабирование на планшете, как в Google Maps, потому что это может привести к «ложным вводам», что официально означает неосторожное касание.Основной способ направить вертолет куда-то автономно — вытащить виджет — «папу всех виджетов», как называет его Уорд, — и перетащить его в точку на карте, куда вы хотите отправиться.
«Папа всех виджетов».
Этот виджет позволяет вам установить путевую скорость, высоту или просто дать команду вертолету взлететь и зависнуть. После того, как вы установите все нужные параметры, вы коснетесь поля в верхней части экрана планшета с надписью «ГОТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ». Вы можете использовать виджет, чтобы установить точку «полететь» на карте, и вертолет выберет самый простой и безопасный маршрут, постоянно сканируя окрестности, чтобы ничего не мешало.Или вы можете загрузить предварительно рассчитанные планы полета.
В каждом из этих уголков пользовательского интерфейса представлены десятки решений, принятых Уордом и его командой. Он говорит, что FAA устанавливает рекомендации для HMI, вплоть до размера шрифта и цвета, поэтому у них есть некоторые ограничения. Но в остальном интерфейс представляет собой мир возможностей. Sikorsky не только пытается создать вертолеты, которые могут летать сами по себе, но и много думает о людях, которые еще много лет будут находиться в кабине.
«Все причудливые алгоритмы автономии, происходящие в фоновом режиме, очень, очень сложно реализовать, не поймите меня неправильно, — говорит Уорд. «Но HMI — это , на самом деле сложно».
Именно из-за всей этой работы мне не придется прикасаться ни к циклику, ни к колхозу, ни к педалям. Мне не придется выполнять тяжелую работу. Именно благодаря этому я никогда не сталкиваюсь с ситуацией, о которой Ван Буйтен, вице-президент, предупредил меня за несколько часов до этого. Тот, где я умираю.
Наконец-то пришло время управлять вертолетом.Уорд просматривает список предполетных проверок, и я узнаю, что мы не будем возиться с парашютами. Мы выходим на взлетно-посадочную полосу под ярким, ясным голубым небом, на один день избавленным от ураганного ветра. Я получаю типичный инструктаж по технике безопасности, где Уорд демонстрирует, как управлять замками на дверях вертолета, которые прямо из фургона Ford 1970-х годов. Я должен нервничать, но я не нервничаю. Целый день рассказ о работе, которую Сикорский проделал, чтобы довести эту технологию до ее нынешнего состояния, оказался эффективным. Помогает и то, что в этот же момент над аэродромом взлетает копия Marine One.Надежность — это своего рода цель компании .
Я запрыгиваю в кабину, и Уорд начинает нажимать кнопки и переключать переключатели. Мы в вертолете, который вот-вот сам полетит, но видно, что предполетная подготовка еще не автоматизирована. Но прежде чем я успеваю это осознать, мы выруливаем в центр частного аэродрома компании, и в маленьком квадратике в верхней части прикрепленного к моей ноге планшета написано: «ГОТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ».
Коснитесь .
Без парашютов? Нет проблем
S-76, рабочая лошадка флота Sikorsky, которая весит почти 3 тонны и стоит миллионы долларов, плавно отрывается от асфальта.Вертолет поднимается в голубое небо на 60 футов и останавливается; теперь он устойчиво держится в коробке один фут на один фут на один фут, которую мы сказали компьютеру найти. Это немного толкает — удержать такой динамичный самолет на одном месте сложно даже для продвинутого компьютера — но мы спокойно парим над взлетно-посадочной полосой.
Уорд дает мне минуту, чтобы привыкнуть к чувствительности инцепторов. Он говорит мне переместить вертолет на несколько сотен футов вправо над номером взлетно-посадочной полосы и направить нос на юг.Я наклоняю джойстик на несколько градусов, поворачиваю руль на рычаге слева от себя, и мы скользим по тротуару. Одним плавным движением — и с первой попытки — я выполняю движение, на изучение которого ушло бы бессчетное количество часов и куда больше нервов, если бы я использовал обычные органы управления вертолетом.
Мы еще немного поиграем над аэродромом, прежде чем Уорд велит мне включить наш запланированный автономный полет. Он вставляет шутку «Звездный путь » («сделай так»), когда я снова нажимаю на планшет, чтобы отправить нас в путешествие.Вертолет медленно разворачивается, а затем начинает поднимать нас над рекой Хаусатоник к первой путевой точке, которая находится к востоку от нас.
САРА поворачивает налево, пока мы движемся на север вдоль реки Хаусатоник. Изображение: СикорскийВторая путевая точка находится на несколько сотен футов выше и на несколько тысяч футов дальше к северу вдоль реки, поэтому вертолет поворачивает влево и продолжает набор высоты.Уорд спрашивает меня, не думаю ли я, что настройка поворотов вертолета немного агрессивна; Я говорю да, но опять же, вы всегда, кажется, больше замечаете динамику автомобиля, когда не контролируете его.
Вертолет продолжает нести нас на север, и Уорд просит меня попробовать использовать инцепторы, чтобы немного свернуть с пути. Я поворачиваю нас влево на несколько сотен футов, затем отпускаю джойстик. Вертолет выпрямляется, а затем снова направляет нос к нашему конечному пункту назначения. Как то уже пересчитали лучший способ туда добраться.
Управлять вертолетом на удивление легко, и он напоминает мне Wonkavator.
Пока все это происходит, на карте планшета появляются и исчезают десятки синих точек — то больших, то маленьких. Уорд, очевидно, едет на случай, если что-то пойдет не так, но если что-то пойдет действительно не так, вертолет всегда найдет безопасное место для посадки. Каждая синяя точка на карте представляет место, где компьютер решил, что мы можем приземлиться в экстренной ситуации.Я вспоминаю раннее утро, когда Ван Бюйтен сказал мне, что Сикорский проверил, как автономная система справляется с аварийными посадками, и они обнаружили, что она делает их более последовательно, чем даже лучшие пилоты.
Как только мы достигаем последней путевой точки, Уорд выбирает другое место вдалеке (бирюзовое здание, торчащее из-за деревьев) и просит меня доставить нас туда. Опять же, я могу выполнить маневр, как будто я делал это в течение многих лет. Это похоже на управление потребительским дроном, в котором вы можете сидеть, не беспокоясь о небольших порывах ветра или времени автономной работы.
В свое время я совершил несколько диких поездок с The Verge , но этот почти безмятежен — хотя я поражен тем, насколько он похож на финальную сцену Willy Wonka & the Chocolate Factory , где Чарли Бакет и Вонка едут на Вонкаваторе через крышу в большое голубое небо. (Возможно, именно поэтому Сикорский сделал этот рекламный ролик с Отисом.) К тому времени, когда я ввожу команду, которая приказывает вертолету доставить нас обратно на аэродром, моя единственная мысль состоит в том, что я хотел бы стать мошенником и взять нас на борт. намного дольше радость езды.
Вертолет приземляется без заминки. Широкие мазки технологии совершенно очевидны. Теперь самое сложное.
Впереди несколько очевидных испытаний. Во-первых, Sikorsky теперь должен проверить эту технологию до такой степени, чтобы она удовлетворяла большое количество потенциальных клиентов и регулирующих органов. Хорошая новость заключается в том, что Сикорский имеет многолетний опыт именно в этом.
«Мы готовы выполнять неинтересную, утомительную работу по созданию [Matrix] высокой надежности, отказоустойчивости и резервирования, способной выдерживать сбои — множественные сбои — и при этом работать», — говорит Ван Буйтен.Он никогда не упоминает никого из конкурентов в этой сфере поименно, хотя их довольно много. Bell, принадлежащая Boeing компания Aurora Flight Sciences, SkyRyse и даже Uber входят в число компаний, изучающих возможности автономного полета. «Я думаю, что есть вспышка, которая не придерживается такого же уровня строгости», — говорит он. «У нас есть аппетит к этой строгости».
Сикорский сделал вертолет, который летает сам, но теперь самое сложное
Еще одной проблемой является поиск клиентов, хотя у Sikorsky уже есть некоторые планы.Ван Буйтен говорит, что эта технология имеет «большой потенциал в Black Hawk», вертолете, который Sikorsky производит для армии США. На самом деле, говорит он, компания собирается провести в этом году автономные испытательные полеты Black Hawk. Военные условия могут иметь большое значение для этой технологии, независимо от того, используется ли она для безопасной перевозки грузов или для снятия нагрузки с пилотов, выполняющих задания с высокой нагрузкой.
Ван Бюйтен говорит, что он также видит, что технология распространяется на большее количество коммерческих самолетов Sikorsky, помимо S-76, и что она может быть применена даже к другим типам самолетов.«Технологии аналогичны, а проблема с вертолетами сложнее», — говорит он.
Легко представить, что технология Sikorsky когда-нибудь станет основой автономной службы такси, но, во всяком случае, моя поездка с SARA напомнила мне, насколько далеким может быть такой вариант использования. Sikorsky должен быть в состоянии проверить технологию до такой степени, что она может стабильно работать в очень специфических условиях, например, в армии, или в качестве помощи высококвалифицированным пилотам в более коммерческих условиях.
Но чтобы доказать это до такой степени, что мы чувствуем себя комфортно, отправляя наши семьи в короткую поездку из центра города в аэропорт или куда-либо еще, куда могут летать такси, требуется совершенно другой уровень уверенности.
«Бремя ответственности — такое же бремя, которое мы несли на протяжении десятилетий с людьми, которые летают на наших продуктах, — теперь возрастет почти на два порядка», — говорит Ван Буйтен перед моим полетом. «Мы должны создать совершенно новый исключительный стандарт безопасности, и мы думаем, что автономия, на которой вы собираетесь летать сегодня, поможет нам в этом.
Низколетящий вертолет осматривает местную скалу
ГРИН-БЕЙ, Висконсин (WBAY) — Начиная с понедельника, жители нескольких северо-восточных округов Висконсина могут увидеть вертолет, летящий очень низко к земле.
Вертолеты пролетят над северо-восточным Висконсином в январе, чтобы измерить глубину до коренной породы.
В рамках партнерства с несколькими государственными и федеральными агентствами Департамент сельского хозяйства, торговли и защиты прав потребителей штата Висконсин (DATCP) собирается использовать бортовую электромагнитную технологию для измерения глубины коренных пород в ряде округов на северо-востоке Висконсина, где возникли проблемы с грунтовыми водами. годами.
Как правило, проблемы возникают из-за того, что фермеры разбрасывают навоз в районах с неглубоким основанием, позволяющим питательным веществам просачиваться в грунтовые воды.
«В рамках этого проекта у нас будет очень точный и эффективный способ предоставления этим фермерам данных о глубине коренных пород вместо того, чтобы им приходилось идти и проверять или использовать устаревшую карту», — Рэйчел Рашманн из DATCP Land. и контора воды сказали.
Карты, которые в настоящее время используются фермерами и государственными регулирующими органами, датируются 1979 годом и основаны на отчетах о строительстве скважин или полевых исследованиях.
Но теперь низколетящий вертолет будет буксировать магнитный датчик, чтобы предоставить более точные данные о том, что находится под поверхностью. Низколетящий вертолет будет «буксировать магнитный датчик, который будет предоставлять точные научные данные о подземных свойствах для обновления глубин на картах коренных пород», — говорится в заявлении DATCP.
В течение двух недель вертолет пролетит почти 2000 миль по линиям полета с интервалом в полмили по сетке, собирая данные через каждые 100 футов, определяемые с помощью GPS.
Съемка сосредоточена на участках с силурийскими коренными породами. Он состоит из «сильно трещиноватого доломита», который позволяет материалам достигать грунтовых вод.
«У нас не было этого в 1979 году. Одна из самых сложных вещей, которую когда-либо приходилось делать, — это знать, где находятся эти данные в пространстве и на высоте», — сказал Дэвид Харт из Службы геологии и естественной истории isconsin. «Все эти возможности манипулирования и сбора данных действительно помогают нам лучше понять эти системы и защитить наши грунтовые воды.
Геологическая служба США возглавляет работу с помощью DNR, Висконсинской службы геологии и естественной истории и DATCP.
«Этот проект обновит наши карты и поможет землевладельцам лучше понять, как нанесение определенных материалов на поверхность может повлиять на качество грунтовых вод», — сказала Сара Уоллинг, администратор отдела управления сельскохозяйственными ресурсами DATCP.