Оружие века: вертолеты
До 1960-х годов военные вертолеты представляли собой исключительно модифицированные версии гражданских аппаратов. К винтокрылым машинам стали относиться серьезно, после того как Bell UH-1 «Ирокез» на деле продемонстрировал их эффективность в ходе боевых действий во Вьетнаме.
Теги:
СССР
Вертолёты
Пустыня
Автомат
Пушка
Самый быстрый: Lockheed AH-56 Cheyenne
Страна: США
Первый полет: 1967
Длина: 16,66 м
Диаметр несущего винта: 15,62 м
Высота: 4,18 м
Двигатель: турбовальный GET64, 3925 л.с.
Максимальная скорость: 393 км/ч
Потолок: 6100 м
Вооружение: носовая турель с 40-мм гранатометом М129 или 7,62-мм пулеметом XM196, основная турель с 30-мм пушкой XM140, ракеты Mk4 (70 мм), самонаводящиеся ракеты BGM-71
Вертолет мог действовать на низких скоростях и высотах, обеспечивать надежную поддержку пехоты и транспортной авиации.
С появлением транспортника Boeing-Vertol CH-47 «Ирокез» оказался бессилен как сопровождающий: могучий «Чинук» был намного быстрее своего ангела-хранителя. Гражданскому UH-1, обряженному в военную форму, не хватало скорости, запаса хода, огневой мощи, продвинутых прицельных систем. К 1962 году армия США созрела для объявления тендера на разработку специального ударного вертолета. Через четыре года победитель конкурса Lockheed получил контракт на поставку десяти демонстрационных образцов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Формально «Шайенн» не вертолет. Он относится к классу винтокрылов, ибо помимо несущего и стабилизирующего винтов имеет еще и толкающий пропеллер. На скоростях, близких к максимальной (по некоторым источникам, «Шайенн» мог превысить скорость в 400 км/ч), менее 20% подъемной силы создавалось несущим винтом. Аппарат удерживали в воздухе небольшие крылья, расположенные по бокам от фюзеляжа. Горизонтальная тяга создавалась толкающим пропеллером.
В отличие от обычных вертолетов, сильно наклоняющихся вперед при движении на высокой скорости, «Шайенн» мог удерживать горизонтальное положение, тем самым снижая лобовое сопротивление. Ручка общего шага была поворотной, как на мотоцикле. С ее помощью пилот управлял шагом толкающего пропеллера.На прототипы «Шайенн» устанавливался уникальный бесшарнирный несущий винт. Традиционная конструкция втулки винта предусматривает наличие горизонтальных шарниров, которые позволяют лопастям совершать маховые движения вверх-вниз, и вертикальных шарниров, задающих опережение или отставание лопасти. Шарниры снижают нагрузки на лопасти и позволяют им занять естественное положение под действием центробежной силы, но отрицательно сказываются на управляемости машины, позволяя винту «гулять» относительно фюзеляжа. На AH-56 лопасти крепились к втулке посредством специальных упругих элементов. Они удерживали нагрузки на лопастях в приемлемых рамках и в то же время делали конструкцию намного жестче. Автомат перекоса располагался над лопастями и был совмещен с гироскопическим стабилизатором.
Пилот и стрелок располагались в просторных бронированных кокпитах. Пилот, сидящий выше, мог вести огонь с помощью инфракрасной системы наведения, встроенной в шлем. Кресло стрелка, сидящего впереди, было интегрировано в систему наведения и вращалось синхронно с основной турелью XM-52 (30-мм пушка со скорострельностью 450 выстр/мин). Пьедестал вращался вместе с перископом, приборами и большим дисплеем-картой. В носовой турели устанавливался 40-мм гранатомет или 7,62-мм пулемет Minigun. Шесть узлов подвески вооружения позволяли вертолету нести до 907 кг дополнительного боекомплекта.
Уникальный бесшарнирный винт AH-56 сыграл с ним злую шутку. 12 марта 1969 года пилот Дэвид Бейл, отключив системы безопасности, должен был спровоцировать циклические колебания лопастей. Жесткость упругих элементов оказалась недостаточной, чтобы выдержать резонанс. Лопасть пробила фонарь и убила пилота, вертолет потерпел крушение. Для военных эта катастрофа стала поводом, чтобы дать задний ход. Машина была еще не готова к запуску в серию, а фронт очень нуждался в вертолетах. Кроме того, армии был не нужен столь дорогой и сложный в обслуживании вертолет. Место «Шайенна» заняла скромная «Кобра» AH-1, построенная на базе того же «Ирокеза». По боевым качествам она не могла сравниться с AH-56, зато ее можно было починить, разобрав на свалке старенький Bell.
Самый маневренный: Ка-50 «Черная акула»
Страна: СССР
Первый полет: 1982
Взлетная масса: 9800 кг
Двигатель: турбовальный, 2700 л.с.
Максимальная скорость: 315 км/ч
Потолок: 5500 м
Соосная схема несущих винтов позволяет «Черной акуле» выполнять фигуру высшего пилотажа под названием «воронка»: сохраняя наведение на цель, вертолет движется вокруг нее в боковом скольжении с постоянным отрицательным углом тангажа до 35 градусов. Маневр выполняется со скоростью до 180 км/ч и обеспечивает длительное наведение на цель с одновременным уклонением от ПВО противника. Во время одного из испытательных полетов Ка-50 продемонстрировал способность зависать на одном месте в течение 12 часов. На вертолетах традиционной схемы это было бы невозможно из-за быстрого утомления пилота, вынужденного постоянно вручную стабилизировать машину. Наконец, «Черная акула» способна продемонстрировать в небе «мертвую петлю».
Самый первый: Flettner FL 265
Страна: Германия
Первый полет: 1939
Взлетная масса: 1000 кг
Двигатель: поршневой 7-цилиндровый, 160 л. с.
Максимальная скорость: 160 км/ч
Использовать вертолеты на войне впервые решились военно-морские силы Германии во время Второй мировой. Экспериментальный одноместный Fl 265 с двумя пересекающимися 12-метровыми винтами базировался на кораблях в Средиземном море и на Балтике. Его задачей было обнаружение вражеских подлодок с воздуха. Легкие вертолеты могли брать на борт небольшие глубинные бомбы или светящиеся маркеры, а также нести носилки с ранеными, подвешенные на стропах. Всего было выпущено шесть Fl 265. В 1942 году его сменил Fl 282 «Колибри» с открытой кабиной.
Самый большой: Ми-26
Страна: СССР
Первый полет: 1977
Взлетная масса: 49650 кг
Двигатель: два турбовальных по 10440 л.с.
Максимальная скорость: 295 км/ч
Потолок: 6500 м
Работая над Ми-26, конструктор Марат Тищенко стремился создать вертолет, способный переносить груз больше собственного веса. Ми-26 — самый крупный и самый мощный серийный вертолет в мире. По расчетам в военно-транспортном варианте он может принять на борт 60 носилок с ранеными или 80 полностью экипированных десантников. На практике же Ми-26 приходилось транспортировать до 150 человек. В октябре 1999 года вертолет на внешнем подвесе перевез 25-тонный блок льда с 23 000-летним мамонтом, найденным в вечной мерзлоте Сибири.
Самый скрытный: Boeing/Sikorsky RAH-66 «Команч»
Страна: США
Первый полет: 1996
Взлетная масса: 4806 кг
Двигатель: два турбовальных по 1432 л. с.
Максимальная скорость: 324 км/ч
Потолок: 4566 м
Практически все элементы конструкции разведывательно-ударного «Команча» подчинены единой цели — сделать вертолет невидимым и бесшумным. Плоские внешние поверхности фюзеляжа, выполненные по технологии стелс, частично выполнены из композитных материалов со специальными радиопоглощающими покрытиями. Ракеты размещаются вдвух скрытых боковых отсеках внутри фюзеляжа. В фюзеляж убирается и 20-мм пушка XM301. Было построено всего два прототипа «Команча»: военные решили, что в разведку проще посылать беспилотники, и закрыли программу.
Самый массовый: Ми-8
Страна: СССР
Первый полет: 1965
Характеристики модификации Ми-8Т
Взлетная масса: 11100 кг
Двигатель: два турбовальных по 1500 л.с.
Максимальная скорость: 260 км/ч
Потолок: 4500 м
Начиная с июля 1961 года было выпущено более 17000 вертолетов Ми-8 иего модификаций. Машина эксплуатируется более чем в 50 странах мира, в том числе в США, Китае, Индии, Венесуэле, ЮАР. Вертолет используется как транспортный, десантный, медицинский, машина радиоэлектронной борьбы, минный заградитель, летающий командный пункт. Популярность Ми-8 вполне оправдана. Современные модификации этого неприхотливого и надежного вертолета по-прежнему бьют рекорды. В частности, в прошлом году Ми-8 с новыми двигателями от «Мотор Сич» поднялся на высоту 8100 м за 13 минут.
Самый эффективный: AH-54 «Апач»
СТРАНА: США
ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ: 1975
Взлетная масса: 6552 кг
Двигатель: два турбовальных по 1695 л.с.
Максимальная скорость: 293 км/ч
Потолок: 6400 м
«Апач» — основной ударный вертолет армий США, Великобритании, Израиля, Японии и других стран. Это одна из немногих винтокрылых машин, которым довелось играть первую скрипку в реальных боевых действиях наших дней. Именно AH-64 нанесли первый удар в операции «Буря в пустыне». «Апач» играл одну из главных ролей на войне в Ираке с 2003 по 2010 год. Залог успеха AH-64 — сочетание надежной конструкции, тепловой маскировки, системы шумоподавления (за счет двух стабилизирующих винтов, расположенных под разными углами), мощной аппаратуры ночного видения и наведения на цель.
Самый универсальный: Ми-24
Страна: СССР
Первый полет: 1969
Взлетная масса: 10500 кг
Двигатель: два турбовальных по 2800 л.с.
Максимальная скорость: 340 км/ч
Потолок: 4500 м
Ми-24 по прозвищу «Крокодил» стал первым специализированным боевым вертолетом в СССР и вторым в мире после американского AH-1 «Кобра». В отличие от двухместной «Кобры», Ми-24 воплотил в себе концепцию «летающего БМП»: в его средней части располагалась грузовая кабина, в которой можно было транспортировать восемь человек. «Крокодил» мог высадить десант и самостоятельно обеспечить ему огневое прикрытие. Однако принцип «летающего БМП» не оправдал ожиданий: в большинстве случаев вертолет использовался как ударный, таская грузовой отсек мертвым грузом.
Самый умный: Boeing A160 «Колибри»
СТРАНА: США
ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ: 2002
Взлетная масса: 2948 кг
Двигатель: турбовальный 572 л.с.
Максимальная скорость: 258 км/ч
Потолок: 9150
Самое слабое звено современного вертолета — это пилот. Без него винтокрылые машины могут летать выше, дальше, быстрее. Разведывательный беспилотник «Колибри» способен летать круглые сутки на высоте более 9000 м. Аппарат не управляется с земли, а самостоятельно принимает решения по маршруту в соответствии с боевыми задачами. Правда, пока что Boeing A160 — это лишь прототип будущей военной машины.
Самый легендарный: Bell UH-1 «Ирокез»
Страна: США
Первый полет: 1956
Характеристики модификации UH-1D
Взлетная масса: 4100 кг
Двигатель: турбовальный 1100 л.с.
Максимальная скорость: 217 км/ч
Потолок: 5910 м
«Ирокез» принял свой первый бой в 1962 году во Вьетнаме, став одним из ярчайших символов этой войны. С тех пор было произведено более 16000 UH-1 (он же «Хьюи») различных модификаций — некоторые из них по сей день стоят на вооружении многих армий мира. Кроме боевых заслуг «Ирокез» может похвастаться впечатляющей актерской карьерой. Вертолет оказался в центре внимания в картине Мела Гибсона «Мы были солдатами», блистал в боевике «Зеленые береты», засветился в фильмах «Апокалипсис сегодня», «Бриллианты навсегда» и даже в сериале Star Trek. Ни один фильм о войне во Вьетнаме не мог бы обойтись без старого доброго «Хьюи».
Противостояние на равных: КА-50 feat. МИ-28
После победы во Второй Мировой войне отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции остыли, переходя от прохладных до ледяных, их взаимоотношения начали называть «холодной войной», которая в любой момент могла перерасти в очень даже горячую. Все это совпало со стремительным развитием танков, авиации и флота. Мы хотим подробнее остановиться именно на одной из составляющих авиации – вертолетах. Поначалу у вертолетов не было конкретной специализации – они выступали в роли спасателей и применялись для транспортировки небольших грузов. Но постепенно винтокрылые машины совершенствовались – росла их грузоподъемность и вертолеты смогли поднимать в воздух кроме своей конструкции и пилотов нечто большее. Во время войны в Корее, четко вырисовалась концепция применения вертолет как транспорта для некоего десантного подразделения. Это направление боевого применения вертолетов бурно развивалось.
И вот накануне очередного кризиса в Юго-Восточной Азии, на свет появился один из самых совершенных десантных вертолетов UH-1 «Хьюи» (поздние модификации – «Ирокез»).Модель вертолета UH-1F:
- Стендовая модель вертолета UH-1F от Easy Model в масштабе 1:72
- Стендовая многоцелевого вертолета Белл UH-1F «Хьюи» (Huey) от Easy Model в масштабе 1:72
- Сборная модель вертолета UH-1B Huey от Hobby Boss в масштабе 1:72
- Сборная модель вертолета UH-1F Huey от Hobby Boss в масштабе 1:72
- Вертолёт Белл UH-1C/B «Хьюи Хог» от Revell в масштабе 1:48
- Подарочный набор с вертолетом Bell UH-1D ‘SAR’ от Revell в масштабе 1:72
- Подарочный набор с вертолетом Bell AB 212/UH-1N от Revell в масштабе 1:72
Он получился небольшим, но вместительным, легким и маневренным. Казалось – в нем нет ничего лишнего, простота в обслуживании и неприхотливость к климату сделали эту машину рабочей лошадкой очень многих армий мира. Дебют в разразившейся во Вьетнамской войне, был успешен. Поначалу он очень хорошо справлялся со своими обязанностями по доставке войск в ближайший тыл противника, осуществляя «вертикальный охват». Но и противник все более эффективно начал бороться с загруженным десантниками «автобусом», наиболее уязвимом при высадке пехотинцев на поле боя. Срочно потребовался вертолет огневой поддержки десанта. Его попытались быстро создать из «Хьюи» — вооружив последний дополнительными пулеметами и неуправляемым подвесным вооружением. Поначалу новоявленный «Ганшип» (канонерка) более или менее справлялся со своими обязанностями, при этом доказывая лишь обратное – необходимость в специализированном вертолете-штурмовике, еще более маневренном и бронированном, оснащенном скорострельной пушкой, более эффективной, чем пулеметы винтовочного калибра. А с появлением на поле боя у противника танков и другой бронетехники (подвижных объектов) – еще и способного применять высокоточное управляемое оружие. Так появилась знаменитая «Кобра» — вертолет, созданный в кратчайшее время из узлов и агрегатов UH-1 и заслуженно получившая новую букву в своем названии: AH-1 (attackhelicopter).
Противотанковый вертолет AH-1:
- Противотанковый вертолет AH-1S Cobra Chopper «US Army» от Hasegawa в масштабе 1:72
- Ударные вертолеты AH-1F Cobra Chopper «Sky Soldiers» от Hasegawa в масштабе 1:72
- Коллекционная модель вертолета AH-1F-German от Easy Model в масштабе 1:72
- AH-1F Cobra Attack Helicopter от Hobby Boss в масштабе 1:72
- Боевой вертолёт AH-1W «Супер Кобра» от Revell в масштабе 1:72
В ответ в Советском Союзе решили создать единый унифицированный боевой вертолет, превращающийся перед вылетом в полевых условиях (в зависимости от решаемой задачи) в противотанковый, десантный или штурмовой. Но унификация «требует жертв» — Ми-24 получился большой, тяжелый и с ограниченным вооружением в противотанковом варианте.
Транспортно-боевой вертолёт Ми-24:
- Коллекционная модель транспортно-боевого вертолета Ми-24 от Easy Model в масштабе 1:72
- Сборная модель вертолета Миль Ми-24 V Hind E от Revell в масштабе 1:72
В общем хорошо бронированный Ми-24 (кличка «крокодил») стал грозным оружием в умелых руках, но его эффективность была ниже, чем у транспортного «Ирокеза» и противотанковой «Кобры». Вывод прост – современная война при насыщенной системе ПВО требует создания специализированной боевой машины.
Американцы попытались создать абсолютно новый и во многом революционный АН-56 «Шайен» (традиционно армейские вертолеты в США называют по именам индейских племен), но так и не смогли совместить сложнейшее радиоэлектронное оборудование (головокружительное развитие этой отрасли тогда еще не началось) с новаторскими двигателями, трансмиссией и новейшей композитной броней.
Американский штурмовой вертолет Апач «Лонгбоу» AH-64:
- Вертолет AH-64A «Gray camo 2003» от Academy в масштабе 1:72
- Вертолет AH-64A APACHE от Academy в масштабе 1:48
- Вертолет Апач «Лонгбоу» AH-64D от Academy в масштабе 1:48
- Стендовая модель вертолета AH-64A от Easy Model в масштабе 1:72
- Вертолет AH-64A Apache Attack Helicopter от Hobby Boss в масштабе 1:72
- Боевой вертолет Apache AH-64D / WAH-64D от Revell в масштабе 1:48
Им пришлось довольствоваться более простым, но зато более дешевым АН-64 «Апач». Он был принят на вооружение в США в 1981 году, прошел несколько модернизаций и до сих пор состоит на вооружении 15 далеко не бедных стран, некоторые из которых способны производить противотанковые вертолеты сами, а военный бюджет других позволяет покупать самые последние новинки в этой области.
На смену Ми-24 должен был прийти специализированный ударный вертолет, создание которого было поручено двум КБ – извечным конкурентам, создавшим на двоих около сотни винтокрылых машин, многие из которых стали лучшими в свое классе, отодвинув планку мировых рекордов на недосягаемую ныне высоту.
КБ «Миля» проектировало свой вертолет с оглядкой на американский «Апач», построенный по схеме, которая на сегодняшний день считается классической.
- Коллекционная модель вертолета Ka-50 от Easy Model в масштабе 1:72
- Вертолет Ми-28 от Modelist в масштабе 1:72
КБ «Камова» не изменило своим традициям и создало вертолет по классической соосной схеме расположения несущих винтов. Каждая из схем, примененных при создании ударного вертолета, имеет ряд преимуществ, но и не лишена недостатков. Для сосной схемы отсутствие хвостового винта – явное преимущество, ведь нет потери мощности для компенсации крутящего момента и длинной трансмиссии, идущей по хвостовой балке, что есть самой уязвимой частью вертолета. Но и ометаемый лопастями объем над вертолетом стал более насыщенным, что повышает вероятность поражения лопастей при обстреле.
Оба прототипа проектировались по одному тех заданию, определившему основные характеристики, которыми должен был обладать будущий победитель конкурса на перспективный ударный вертолет. По этой причине обе машины имели схожее вооружение и близкие тактико-технические характеристики. Но отличий все же было намного больше. Камовцы посчитали, что уровень развития компьютерной техники и приборостроения позволит создать ударный вертолет только с одним пилотом, штурмана-оператора вооружения вполне может заменить электронный мега мозг. В отличии от неубираемого шасси на Ми-28, стойки будущего Ка-50 должны были в полете складываться, поджимаясь к фюзеляжу и тем самым уменьшать аэродинамическое сопротивление машины — скорость должна была соответствовать показателю Ми-24. Размещение автоматической тридцати миллиметровой пушки было выбрано в центре масс, что уменьшило последствия отдачи, передаваемые при стрельбе на планер вертолета. Само орудие крепилось на силовой шпангоут под редукторным отсеком фюзеляжа. Непосредственно в фюзеляже размещался немалый боекомплект, подаваемый к орудию – отпала необходимость в длинном лентоводе, применяемом на Ми-28, оснащеном подфюзеляжной стрелковой точкой.
Но орудие на Ка-50 может доворачивать в цель на 30 градусов в вертикальной плоскости и на 15 градусов по азимуту, на большие величины пушка наводится поворотом всего вертолета. Стрельба из такой установки стала точнее из-за уменьшения отдачи и вибрации. Благодаря соосной схеме несущих винтов угловая скорость поворота Ка-50 при маневрировании практически идентична этому показателю пушечной установки вертолета Ми-28, способной откланяться по азимуту на 110 градусов в обе стороны, опускаться на 40 градусов и подниматься на 13 градусов относительно продольной оси. Конкурент, созданный в КБ Миля получился крупнее и тяжелее Ка-50 и «Апача», при этом он оснащен такими же двигателями, как и его российский конкурент — ТВ3-117ВМА. Во многом сходно и вооружение этих двух вертолетов, предназначенное для поражения живой силы и бронетехники противника. Пушка 2А42, ранее установленная на БМП-2 — обрела крылья, и хотя она почти в два раза тяжелее и в три раза менее скорострельная, чем ее сопоставимый по калибру авиационный аналог ГШ-30. Кстати пушку «Бушмастер», установленную на «Апаче», можно наблюдать на американской БМП «Бредли» — снаряды таких орудий тяжелее, эффективнее и имеют лучшие характеристики по бронепробиваемости и баллистике полета, что положительно сказывается на точности и поражающей способности на максимальных дальностях стрельбы. Орудие 2А42, установленное на российские вертолеты, имеет переменный темп стрельбы и комплектуется двумя видами 30 миллиметровых боеприпасов: осколочно-фугасными и бронебойными снарядами, способными уверенно поражать легкобронированную технику на дальности до трех километров. Ми-28 имеет большую из трех вертолетов взлетную массу, при этом у него худшие показатели по массе боевой нагрузки и меньший боекомплект к орудию — это связано прежде всего с большей массой брони, установленной на вертолет.
Скоростные характеристики разнятся не сильно — российские вертолеты имеют одинаковую крейсерскую скорость — 270 км/час, американец – 295км/час. Зато самая высокая максимальная скорость у Ми-28 – 320 км/час. Сопоставимы характеристики «по потолку» полета и максимальной дальности с небольшим преимуществом у «Апача». Но противотанковые вертолеты редко летают на большой высоте, предпочитая прятаться в складках местности. А перегоночную дальность вертолета можно легко увеличить подвеской дополнительных топливных баков.
Конкурс на выбор штурмового вертолета для российской армии прошел в 1984 году и в 27 испытательных полетах выявил преимущество в летных характеристиках именно камовской машины. В октябре этого года был подписан приказ о запуске Ка-50 в серийное производство. В 1985 году состоялся второй этап сравнительных испытаний, по результатам которого Ка-50 окончательно выявил свое превосходство и был запущен в серию. После серии Государственных испытаний и долгой доводки 28 августа 1995 года вертолет был принят на вооружение российской армии. У Ми-28 был отличный шанс догнать конкурента: в 1990 году был подписан контракт на поставку и лицензионную сборку вертолетов в Ирак, но оккупация Кувейта и, последовавшая за ней, «Буря в пустыне» привели к эмбарго на поставки оружия в Ирак. Не выиграл Ми-28 тендер ни в Швеции, ни в Индии. В это время американцы смогли на «Апаче» реализовать концепцию применения вооружения «выпустил и забыл» (противотанковые ракеты сами отслеживают передвижение цели и поражают ее из любого ракурса, независимо от положения вертолета-носителя). Над втулкой винта расположился локатор «Лонгбоу» миллиметрового диапазона, отслеживающий цели вокруг вертолета на дальности до 8 км., а заодно и улучшивший эксплуатацию и прицеливание в сложных метеоусловиях и ночью.
Руководство Советской Армии захотело заполучить нечто подобное на новом вертолете и оба конструкторских бюро занялись ночной модификацией. И тут выяснилось, что электроника Ка-50 не способна заменить в полной мере оператора вооружения, а на ночном Ка-50Н и подавно.
Вперед постепенно начал выходить двухместный Ми-28Н, принятый на вооружение российской армии и оснащенный, подобно «Апачу», надфтулочным комплексом «Тор». Логичным ответом КБ «Камова» стало создание Ка-50Ш с надфтулочной РЛС и двухместного Ка-52 «Аллигатор». Соперничество продолжается во всех более новых модификациях и субмодификациях, но настоящее превосходство какого либо вертолета, возможно определить только в реальных боевых условиях. Кстати, два Ка-50 совместно с переоборудованным в «целеуказатель» Ка-29 в 2000-2001 году побывали в командировке в Чечне, где с аэродрома в Ханкале выполнили 49 боевых вылетов и уничтожили все определенные им цели.
Оставьте свой комментарий |
Андрей (2015-12-25 23:26:07) Суть статьи изначально какая-то рекламная. Ка-50, единственный из перечисленных российских вертолетов, прошел испытания в боевых условиях, где показал свою абсолютную несостоятельность. В статье упоминаются боевые вылеты в Чечне, но забыли добавить, что пара Ка-50 летала он ПОД ПРИКРЫТИЕМ Ми-24х, и самое главное, с вертолетом ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ Ка-29 без которого Ка-50 вообще использовать нельзя. В результате испытаний вертолет показал себя «блестяще» отстреливая НУРСы и 30мм снаряды. Хотя основная задача легкого ударного вертолета типа Ка-50 или АН-64 — это дистанционное поражение целей ибо как в ближнем бою он поражается даже из легкого стрелкового оружия. Результаты испытаний признали великолепными… и закрыли программу Ка-50. Ка-50 — это результат рекламы и пиара, как ударный вертолет он абсолютно несостоятелен и даже само сравнение вертолета снятого с вооружения с Ми-28 бессмысленно. Так же как и бессмысленно оценивать Ми-28… Вертолет себя еще никак не показал и не зарекомендовал, одно то, что от него отказались в 80е уже говорит о многом, вернули из забвения за неимением ничего другого. Ка-52 — та же история, реальных боевых испытаний не было и проблема схлестывания лопастей никуда не делась. Потому самой реальной боевой единицей на постсоветском пространстве, со всеми своими недостатками, остается по прежнему Ми-24. Именно по этому и в России и в Украине по прежнему пытаются решить проблему его тяговооруженности. Если получится сделать так, чтобы Ми-24 летал не с полупустыми подвесками — про Ми-28 и Ка-52 забудут так же быстро, как уже забыли про Ка-50. Но пока что запиливание более мощных двигателей проблему не снимает, а добавляет только новых. К примеру ни один из модернизированных вертолетов сейчас не в строю, летит редуктор, вылазят другие косяки… Так что и по прошествии 30 лет, Апач по прежнему вне конкуренции. |
Вадим (2013-11-20 19:31:20) Ударный вертолёт с соосной схемой винтов это нонсенс. .. Почитайте при резком повороте в какую сторону у него перехлёст лопастей. Уже пара пилотов (а может и больше) убилось на КА-50 по этой причине. |
менеджер modeli.com.ua (2013-11-18 11:28:55) Оба вертолета проектировались по одному техзаданию и принят на вооружение должен был быть, только один. По ряду причин им стал вертолет Ка-50. Но ввиду изменившихся обстоятельств он перестал удовлетворять современным требованиям и был срочно модернизирован в двухместный Ка-52, который и выпускается серийно (Ка-50 снят с серийного производства в 2009 году). Изменить ситуацию, по моему мнению, может зарубежный заказ на 50-60 машин. |
Олег (2013-11-15 16:57:43) Каждый выполняет свой круг задач. Вопрос что круче из серии, что круче Ламборджини или Бугатти Вейрон… |
Дмитрий (2013-11-15 13:13:19) Сама идея противостояния надуманна! Обе машины офигенны в своем классе и для своего круга задач! |
Ваше имя |
Электронная почта |
Комментарий |
Lockheed AH-56 Cheyenne Prototype Attack Helicopter
|
Локхид AH-56 Cheyenne был специально построенным ударным вертолетом. Это было разработан для удовлетворения требований армии США для первой специализированной атаки вертолет. Армия США искала перспективный вертолет дизайн. В 1966 году Lockheed получила контракт на 10 прототипов. вертолеты, которые будут использоваться для испытаний и оценки. Дизайн АН-56 был очень футуристический, инновационный и амбициозный для своего времени. Вертолет совершил свой первый полет в 1967. У шайеннов было впечатляющее производительность и разрушительную огневую мощь. Однако из-за технических проблемы, чрезмерный вес, перерасход средств и изменение военное видение, проект AH-56 Cheyenne был отменен в 1972 г.
Шайенн использованная роторная система Lockheed, толкающий винт на хвосте и обычный хвостовой винт. Хвостовая часть была направлена вниз. Короткие крылья обеспечили хорошую подъемную силу и высокие скорости и занесли Cheyenne в список составного вертолетного класса. Эта машина приводилась в движение одним Двигатель General Electric T64-GE-16. Во время полета большая часть мощности двигателя шло на толкающий винт, а на главный ротор. Это дало максимальную скорость около 390 км/ч и способность чтобы достичь такой скорости на предельно малых высотах. В настоящее время такие конструкции и до сих пор используется только на экспериментальных вертолетах.
Шайенн был вооружен новым для того времени Противотанковые ракеты TOW с проводным наведением. Вертолет имел крыльевые узлы подвески и мог нести 6 таких ракет. Он также был оснащен бортовой 30-мм пушкой. Пушка мог легко уничтожить легкобронированную технику. Носовая башня AH-56 был оснащен 7,62-мм миниганом или, как вариант, 40-мм гранатомет. Этот вертолет также мог нести контейнеры с 70-мм неуправляемые реактивные снаряды. Внутренние узлы подвески могли нести дополнительные топливные баки для увеличения дальности полета.
АН-56 имел экипаж из двух человек. Огромный прозрачный фонарь давал превосходное все вокруг видимости пилоту и наводчику. Пилот также мог стрелять все оружие шайеннов. Вертолет был оснащен современными комплекс управления огнем и навигации.
В 1972 г. Армия США инициировала новую программу более обычного ударного вертолета. Этот программа привела к разработке АН-64 Apache, вступивший в строй в 1986 г. В качестве временного вертолет Использовался AH-1 Cobra. В конечном итоге экспериментальный Пясецкий Х-49SpeedHawk с толкателем пропеллер был разработан. Этот концептуальный самолет сделал свой первый полет в 2007 году и предназначен для проверки максимальной скорости и возможного увеличение грузоподъемности.
Статья ZAAL TCHKUASELI Хотеть публиковать собственные статьи? Посетите наш рекомендации для получения дополнительной информации. |
У ударного вертолета Cheyenne было сумасшедшее вращающееся сиденье стрелка прямо из «Звездных войн 9»0001
Lockheed AH-56 Cheyenne был самым совершенным ударным вертолетом в мире в период своего расцвета, обладая революционными характеристиками, которые намного опережали свое время. К сожалению, программа Cheyenne так и не увенчалась успехом из-за технических проблем, недостатков в управлении программой, изменения приоритетов закупок, высокой стоимости и аварии в 1969 году, в результате которой погиб летчик-испытатель. Несмотря на то, что Cheyenne так и не поступил на вооружение, он оказал глубокое влияние на концепцию непосредственной авиационной поддержки и конструкцию ударных вертолетов и сегодня занимает особое место в истории военной авиации. Оглядываясь назад, можно сказать, что одной из его самых необычных особенностей было сиденье стрелка, которое буквально поворачивалось на 360 градусов вместе с оружием. Спустя более полувека после появления на AH-56 этот пост наводчика выглядит как что-то прямо из 9-го калибра.0167 Звездные войны последовательность космических сражений.
Потребность в ударном вертолете армии США возникла быстро, когда Соединенные Штаты вступили во Вьетнамскую войну, хотя поиск армией непосредственной авиационной поддержки и/или ударного вертолета восходит как минимум к 1957 году. Когда армия США развернула 57-й Медицинский отряд во Вьетнам в марте 1962 года отправил вместе с ним Bell UH-1 Iroquois, более известный как «Хьюи». За ними последовало большое количество дополнительных «Хьюи», когда во Вьетнам было переброшено больше дивизий. Многие из этих «Хьюи» во Вьетнаме впоследствии были вооружены, в том числе самодельными системами вооружения, созданными полевыми войсками. К концу 19В 60-х годах армия США испытывала на «Хьюи» самые разные вооружения, в том числе различное автоматическое оружие, противотанковые управляемые ракеты и ракетные установки.
AH-56 Cheyenne стреляет ракетами., Армия СШАУвидев очевидную потребность в хорошо вооруженном многоцелевом ударном вертолете для его участия в обостряющейся войне во Вьетнаме, армия США создала Усовершенствованную систему воздушной огневой поддержки (AAFSS). ) в 1964 году для разработки и закупки нового ударного вертолета. В 1965 году служба объявила Lockheed победителем контракта по программе AAFSS, и было заказано 10 прототипов предложенного ими ударного вертолета. Армия обозначила вертолет как AH-56A и прозвала его Cheyenne.
Cheyenne обладал аэродинамическими характеристиками, которых не было на других вертолетах того времени. Турбинный двигатель мощностью почти 4000 лошадиных сил и толкающий винт на хвостовой балке позволяли вертолету развивать крейсерскую скорость 224 мили в час и совершать рывки со скоростью до 240 миль в час. У Cheyenne были фиксированные крылья длиной 26,7 фута для обеспечения подъемной силы, которые в сочетании с толкающим винтом снимали большую часть аэродинамической нагрузки с его жесткого несущего винта. Обеспечение тяги толкающим винтом означало, что, в отличие от стандартных вертолетов, Cheyenne мог быстро разгоняться и замедляться, не задирая нос вверх или вниз. И наоборот, Шайенн также мог наклонять нос вверх или вниз во время зависания, не двигаясь вперед или назад.
Армия СШАБоб Митчелл, куратор Музея авиации армии США, говорит, что это сочетание аэродинамических характеристик давало Cheyenne ключевое преимущество перед другими ударными вертолетами того времени. «Один из ключевых факторов в боевых действиях — особенно при ведении огня с пикирования — заключается в том, что ваша скорость растет экспоненциально, поэтому у вас есть всего пара секунд, чтобы набраться сил, вступить в бой, а затем начать восстановление», — сказал Митчелл в интервью официальному армейскому изданию. рассказ об AH-56 в 2018 году. «На Шайенне пилот мог войти в пикирование, затем изменить тягу толкателя, чтобы значительно замедлить самолет, позволяя ему зафиксироваться на цели, выстрелить, а затем начать восстановление. Только по этой причине это был прекрасный боевой корабль».
Уникальная способность Cheyenne распределять огонь во время атаки не ограничивалась этим.
У Cheyenne была двухместная тандемная кабина с пилотом сзади и усовершенствованным комплектом управления огнем для стрелка на переднем сиденье. Одной из самых сумасшедших особенностей «Шайенна» было место наводчика и пост управления.
Напоминает орудийные башни бомбардировщиков Второй мировой войны и вращающиеся сиденья стрелка в «Тысячелетнем соколе» из Star Wars , сиденье наводчика Шайенна, прицельная система и органы управления огнем поворачивались на полные 360 градусов, позволяя наводчику смотреть в направлении, в котором он стрелял, даже полностью назад.
Lockheed Aircraft Corporation Youtube GIFПерископический прицел позволял наводчику наводить 30-мм пушку XM140 в нижней части башни с возможностью вести огонь прямой наводкой на 360 градусов. Это резко расширило то, как могла выглядеть потенциальная атака для вертолета той эпохи, и повысило тактическую гибкость вертолета в целом.
Пилот носил передовой на тот момент нашлемный дисплей (HMD), который также позволял им независимо наводиться на носовую башню вертолета. В этой носовой башне можно было установить либо 7,62-мм пулемет Minigun, либо 40-мм гранатомет M129.
Кабина наводчика Cheyenne с вращающимся креслом и постом управления. — управляемые противотанковые ракеты BGM-71 TOW или внешние топливные баки, среди прочего. Система управления огнем «Шайенна» включала доплеровский радар и лазерный дальномер, значительно опередившие свое время. Lockheed Aircraft CorporationМногие элементы систем авионики Cheyenne также были революционными. AH-56 имел автоматическую систему управления полетом и несколько радиолокационных систем, все они были подключены к современному цифровому «Центральному компьютерному комплексу» (CCC), что позволяло ему безопасно работать на малых высотах. Центральное место в нем занимала радиолокационная система слежения за местностью AN/APQ-118 компании Cheyenne производства Norden, которую можно было использовать как в режимах слежения за местностью вручную (MTF), так и в режимах автоматического слежения за местностью (ATF).
Journal of the American Helicopter SocietyСогласно исследованию радиолокационной системы Cheyenne 1971 года, опубликованному в Journal of the American Helicopter Society, вычислительный комплекс AH-56 сочетал в себе передовую авионику. , включая радар переднего обзора (радар слежения за местностью или TFR), автоматическую систему управления полетом (AFCS), дисплей вертикальной ситуации (VSD) и дисплей планового положения (PPD), обеспечивающий «безопасное проникновение на малой высоте». территорий в условиях ППП и ночных условиях». Другие сенсорные возможности, в том числе инфракрасная и электронная поддержка, а также системы передачи данных, могут помочь уникальному вертолету выступать в роли продвинутого разведчика и руководителя передовой огневой поддержки.
Cheyenne прошел летные испытания в 1967 году, включая первоначальные испытания в аэропорту Ван-Найс, в ходе которых Cheyenne поразил зрителей своей способностью «кланяться» толпе, то есть опуская нос во время неподвижного зависания. Испытания продолжались до марта 1969 года, когда во время летных испытаний у третьего прототипа Cheyenne возникла неожиданная вибрация несущего винта. Из-за вибрации несущий винт ударился о фонарь и хвостовую балку самолета, в результате чего пилот Дэвид А. Бейл мгновенно погиб. После крушения армия немедленно выпустила для Lockheed уведомление о лечении, заявление правительства о том, что подрядчик не выполнил его требования. Два месяца спустя контракт службы Cheyenne с Lockheed на производство был расторгнут.
Cheyenne ниже названия своего производителя., Public DomainЗатем программа Cheyenne томилась в бюрократическом чистилище в течение нескольких лет, пока армия официально не отменила ее в 1972 году. Вскоре после этого армия запустила программу Advanced Attack Helicopter (AAH). , что в конечном итоге привело к созданию AH-64 Apache.
Официальных причин отмены AH-56 было много, как мы уже говорили ранее. Однако, согласно «Краткой истории программы армейских ударных вертолетов», подготовленной Управлением помощника заместителя начальника штаба сухопутных войск (OAVCSA), было множество других проблем, связанных с управлением программой, а не с самим вертолетом. включая заявление OAVCSA о том, что у Lockheed не было «адекватного опыта эксплуатации вертолетов». Lockheed никогда не занималась разработкой другого вертолета, хотя сегодняшняя корпорация Lockheed Martin разрабатывает вертолеты через свою дочернюю компанию Sikorsky.
Еще одной причиной закрытия программы было то, что Cheyenne был разработан в переходный период между аналоговой и цифровой авионикой. К тому времени, когда армия отменила программу AH-56, начала разрабатываться цифровая авионика, которая была легче, быстрее, надежнее, точнее и обладала лучшими ночными и всепогодными возможностями. Стоимость перевода AH-56 на эти новые системы также была названа фактором его отмены. Гораздо более простая Bell Cobra, которая была разработана рядом с Cheyenne в качестве альтернативы с низким уровнем риска, рассматривалась как гораздо более дешевый и легкодоступный вариант, отчасти из-за того, что у нее общий двигатель, трансмиссия и роторная система с вариантами Bell UH. -1 Ирокез уже на вооружении.
Из 10 прототипов AH-56, построенных Lockheed, четыре самолета сохранились до наших дней: два выставлены в Музее армейской авиации в Форт-Ракер в Алабаме, один в Форт-Полк в Луизиане и еще один в Форт-Кэмпбелл в Кентукки. .
Два уцелевших Шайенна в Музее армейской авиации., Армия СШАМногие элементы, найденные на Шайенне, позже появятся на других самолетах. Например, к тому времени, когда Boeing AH-64 Apache поступил на вооружение в 1986 году, установленные на шлеме дисплеи наведения были стандартными, хотя и обладали гораздо большими возможностями, чем система Шайенна. Apache также интегрировал цифровые датчики и технологии кабины, которые было слишком рано для внедрения в AH-56.
Что касается поворотных кресел наводчика и прицельных систем, то просто сделать поворотными сами датчики, а также орудийную башню и проецировать видеотрансляцию перед глазами пилота и на экраны кабины пилотов было гораздо более привлекательным вариантом, который в значительной степени был сделан стало возможным благодаря техническому прогрессу 1970-х гг.
Хотя Cheyenne официально так и не поступил на вооружение, тем не менее, он оказал огромное влияние на конструкцию будущих ударных вертолетов и помог раскрыть возможности передовой концепции самолета непосредственной авиационной поддержки. В своем интервью 2018 года куратор Музея армейской авиации США Боб Митчелл сказал, что без Cheyenne не было бы A-10.
«Мне нравится называть Cheyenne отцом программы A-10, потому что после этого следующим самолетом, который разработают ВВС, будет A-10 Thunderbolt для непосредственной авиационной поддержки», — пояснил он. «Теперь, благодаря «Шайенну», мы наконец-то получили специальный самолет для непосредственной авиационной поддержки».
Кроме того, конфигурация высокоскоростного составного вертолета Cheyenne была возрождена, по крайней мере, до определенной степени, в форме Sikorsky S-97 Raider, вариант которого вполне может стать следующим разведывательным вертолетом армии.