+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Вертолет что такое: вертолёт | это… Что такое вертолёт?

0

ВЕРТОЛЕТ — это что такое ВЕРТОЛЕТ

  найдено в  «100 знаменитых изобретениях»

Первый эскиз вертолета с кратким описанием сделал в 1489 г. Леонардо да Винчи. Его вертолет приводился в движение мускульной силой. Неизвестно, проводил ли Леонардо испытания своего аппарата, поскольку не осталось никаких документов, свидетельствующих об этом. Ученые долго считали, что летательный аппарат невозможно привести в движение мускульной силой. Но не так давно был построен такой вертолет. Он смог взлететь и летать. Триста лет спустя после Леонардо М. В. Ломоносов построил первую модель вертолета. Она состояла из фюзеляжа и двух винтов, вращавшихся в разные стороны. Эта модель предназначалась для подъема термометров с целью измерения температуры воздуха в верхних слоях атмосферы. Двигателем служила часовая пружина. В 1784 г. французские изобретатели Лоннуа и Бьенвеню использовали в своей модели вертолета силу упругости сжатого лука. Вес их модели составлял около 80 г. В 1863 году француз Г.

де Ланде издал книгу, в которой излагал проект аппарата под названием «аэронеф». У «аэронефа» были крылья, тянущий винт и вертикальные мачты, на которых располагались подъемные винты. Из проекта де Ланде изобретатели в дальнейшем многое позаимствовали. В 1869 г. русский изобретатель А. Н. Лодыгин обратился в Главное инженерное управление русской армии с проектом аппарата вертикального взлета с электрическим двигателем. Этот аппарат, названный изобретателем «электролет», предназначался для воздушной разведки и бомбардировки. В 90?е годы XIX в. созданием вертолета начал заниматься H. Е. Жуковский вместе со своими учениками. Ученый считал, что за геликоптером всегда будет оставаться преимущество безопасного подъема и спуска. И вот в 1907 году появился вертолет, который смог оторваться от земли. Его сконструировали французы, братья Л. и Ж. Бреге, совместно с профессором Ш. Рише. Русский изобретатель И. И. Сикорский в 1901 г. еще в детстве построил модель своего первого вертолета с двигателем на резинке.
Позже он создал большую модель с двумя пропеллерами, которая поднялась в воздух и летала в нескольких метрах над землей. В 1903 г. Сикорский поступил в Российскую военно?морскую академию в Петербурге, а в 1906?м продолжил изучение инженерного дела в Париже. В 1907 г. он возвратился в Киевский политехнический институт. Игорь Сикорский вернулся к своей идее летательного аппарата, который бы поднимался в воздух вертикально с помощью вращающегося пропеллера. Во время путешествия по Германии Сикорский производил в гостиничных номерах расчеты, необходимые для запуска вертолетного пропеллера диаметром 120 см. Благодаря финансовой поддержке сестры Сикорский возвратился в Париж для изучения аэродинамики и приобретения необходимых компонентов для создания своего первого вертолета. В 1909 г. Сикорский вернулся в Киев с трехцилиндровым двигателем от мотоцикла «Анзани» мощностью 25 л. с. и на его основе создал вертолет с двумя одновременно вращающимися винтами. Конструкция была довольно неудобна для пилота, в кабине везде торчали провода, приводившие в движения лопасти пропеллера.
Однако Сикорский добился главного: он решил проблему вибрации и продемонстрировал способность своей машины подняться в воздух посредством «роторных крыльев». По расчетам инженера, его вертолет мог подниматься в воздух с грузом в 140 кг. Конструкция была еще очень несовершенна, и Сикорский отказался от своей первой модели. В октябре 1909 г. он вернулся в Париж для изучения уже имеющихся к тому времени моделей аэропланов. После приезда в Россию молодой изобретатель в феврале 1910?го использовал моторы для создания второй, вновь неудачной, модели вертолета. Маленький биплан «S?1» так и не взлетел. Биплан «S?2» и большая модель «S?3» смогли лишь ненадолго подняться в воздух. А модель «S?5» с мощностью двигателя 50 л. с. в мае 1911 г. не только поднялась в воздух, но и продемонстрировала свою способность летать. Игорю Сикорскому Российским Императорским аэроклубом была выдана лицензия на изобретение. Еще в конце XIX в. было предложено несколько схем вертолета: одновинтовая, соосная, поперечная и продольная схема расположения винтов.
Недостатком одновинтовой схемы был реактивный момент, возникающий при вращении винта. Он заставлял вращаться не столько сам винт, сколько гондолу вертолета. Для его компенсации предлагалось устанавливать рулевые винты или применять двухвинтовую соосную схему. Для обеспечения поступательного движения вертолета предлагалось применять пропеллеры или наклон оси вращающегося винта. Были также предложения использовать машущие крылья, гребные колеса, наземные буксиры и парус. Особую роль в истории мирового вертолетостроения занимает работа в 1908–1914 гг. студента Московского технического училища Б. Н. Юрьева. Он возглавлял группу студентов, членов комиссии по геликоптерам при Воздухоплавательном кружке МТУ. В 1911 г. Юрьев разработал проект одновинтового вертолета с хвостовым рулевым винтом. В этом проекте Юрьев смог решить проблему уравновешивания реактивного момента, действующего на гондолу. Для этого он применил рулевой винт, установленный на хвосте вертолета и приводимый в движение передачей от двигателя.
Поскольку у силы, создаваемой хвостовым винтом, было большое плечо относительно центра тяжести вертолета, ее действие уравновешивало реактивный момент. Для поворота вертолета Юрьев предложил делать шаг лопастей хвостового винта изменяемым. При увеличении тяги этого винта можно было преодолевать реактивный момент главного винта и разворачивать машину в нужном направлении. Чтобы обеспечить управляемость вертолета относительно продольной и поперечной осей, можно было поставить сбоку и спереди машины по одному винту. Боковой винт управлял бы креном вертолета, а передний регулировал высоту полета аппарата. Однако такая схема была очень сложной и делала вертолет неустойчивым. Поэтому Юрьев сконструировал несущий винт таким образом, что тот самостоятельно создавал оба момента, необходимые для управления вертолетом. С этой целью изобретатель создал аппарат перекоса. Принцип его работы состоял в том, что управление полетом осуществлялось путем изменения угла наклона лопастей к плоскости вращения, что достигалось подвижностью лопастей относительно их продольных осей.
Если разные участки описываемого круга лопасть проходила с различными углами установки, то это приводило к увеличению или уменьшению тяги на этих участках. В результате несущий винт поворачивался в соответствующую сторону. Необходимую установку лопастей и обеспечивал автомат. Он состоял из двух колец, связанных жесткой скользящей связью и подвешенных на кардане на неподвижной опоре. Внутреннее, подвижное, кольцо было связано тягами с рычагами, поворачивающими лопасти, и вращалось вместе с валом винта. Внешнее, неподвижное, кольцо было связано с тягами продольного и поперечного управления. Оно передавало усилие от этих тяг на подвижное кольцо, изменяя при этом угол наклона последнего. Наклоняясь, подвижное кольцо вызывало изменение углов установки лопастей относительно продольной оси и появление горизонтальной составляющей тяги несущего винта. Эта составляющая сообщала вертолету поступательное движение и наклоняла его в сторону движения. Для поворота было необходимо направить в нужную сторону внешнее кольцо.
Для вертикального перемещения вертолета служила система управления общим шагом винта. Оно достигалось одновременным увеличением или уменьшением углов установки всех лопастей несущего винта путем поднимания или опускания скользящего кардана автомата перекоса. Одновременно увеличивалась или уменьшалась тяга двигателя. В 1912 г. вертолет Юрьева был выставлен на Международной выставке воздухоплавания в Москве. Работа была отмечена Малой золотой медалью. После замены макетных деталей настоящими были проведены испытания для получения характеристик несущего винта. Они были прерваны из?за плохой работы двигателя и поломки вала винта. Дальнейшей работе помешала мировая война. Бурное развитие самолетостроения привело к тому, что конструкторы на время оставили вертолет без внимания. Лишь в 1923 г. испанец Пескара создал вертолет, который десять минут парил в воздухе на высоте трех метров и пролетел в общей сложности 300 м. В 1924 г. француз Эмишен построил вертолет, который поднялся и пролетел на высоте полтора метра около 120 м.
Управлял им сам Эмишен. Эта машина умела зависать в воздухе, разворачиваться на месте и лететь задним ходом. Надежно действующий вертолет удалось создать группе сотрудников Центрального аэрогидродинамического института под руководством Юрьева. Это был одноместный 1?ЭА с одним несущим и двумя рулевыми винтами. На нем была достигнута высота 605 м. В 1938 г. под руководством Братухина был создан вертолет 11?ЭА, на котором была применена поперечная схема. Аналогичную схему использовал в 30?е годы и немецкий конструктор Фокке. В 1937 г. его машина FW?61 установила мировые рекорды скорости – 123 км/ч и высоты – 2439 м. В 1941 г. FW?223 был выпущен небольшой серией. Свою детскую мечту И. Сикорскому удалось реализовать. В 1919 г. он эмигрировал в США, где создал свою фирму «Сикорский». В 1939 г. изобретатель создал свой первый вертолет S?46. Он отказался от полных расчетов машины и вносил изменения прямо в ходе испытаний. Вертолет имел простую конструкцию: фюзеляж представлял собой ферму из стальных труб, кресло пилота было открытым и находилось впереди двигателя мощностью 65 л.
с. Вращение посредством ременной передачи передавалось на редуктор, приводящий в движение трехлопастный несущий винт. Рулевой однолопастный винт устанавливался в хвосте на коробкообразной балке. Испытания показали несовершенство конструкции. Из?за неправильного расчета плохо работал автомат перекоса. Это привело к плохой управляемости вертолета. При одном испытании он опрокинулся и разбился. После этого Сикорский применил схему с тремя рулевыми винтами. Эта машина хорошо управлялась, и в мае 1940 г. Сикорский показал ее летчикам. Вертолет свободно перемещался в разные стороны, зависал неподвижно и разворачивался на месте, но при этом не летел вперед. После определения и устранения недостатка летные качества машины значительно улучшились. Два года Сикорский менял конструкцию, используя различные системы управления. Это помогло ему в создании новых вертолетов. В 1941 г. Сикорский получил военный заказ на вертолет, предназначенный для корректировки артиллерийского огня и связи. На этой модели был вновь применен автомат перекоса, рассчитанный более тщательно.
В апреле 1942 г. машину показали военным. Во время полета S?47 продемонстрировал свои огромные возможности, перемещаясь в разные стороны, зависая на месте. В зависший вертолет поднимался пассажир. После запуска в серийное производство S?47 получил название XR?4. Свое боевое крещение он получил в джунглях Юго?Восточной Азии, где стал единственным средством снабжения армии. Позже был сконструирован XR?5, на который установили специальный вертолетный двигатель. В дальнейшем вертолеты Сикорского получили распространение в различных отраслях хозяйства. После войны в СССР были созданы конструкторские бюро М. Л. Миля и Н. С. Камова. В первом разрабатывались одновинтовые вертолеты, во втором – вертолеты, работающие по двухвинтовой соосной схеме. Кроме них вертолетами занималось КБ А. С. Яковлева. Первым советским серийным вертолетом стал Ми?1, выпуск которого начался в 1951 году. На современных вертолетах устанавливают поршневые и воздушно?реактивные двигатели. Для кратковременного увеличения мощности при взлете и посадке вертолета может применяться ракетный двигатель. На некоторых вертолетах применяли самолетные одновальные турбовинтовые двигатели и двухвальные турбовинтовые двигатели со свободной турбиной. Возможен также реактивный привод несущего винта, в котором окружное усилие создается автономными реактивными двигателями, расположенными на лопастях несущего винта, или истечением газа из сопловых отверстий, расположенных на концах лопастей. Вертолеты применяются в вооруженных силах для перевозки войск и грузов, огневой поддержки сухопутных войск, разведки, поиска и уничтожения подводных лодок. В народном хозяйстве вертолеты используются для перевозки пассажиров, грузов, уничтожения вредителей сельхозкультур, удобрения полей, монтажных работ.

Алкогольный «вертолет» и способы борьбы с ним — FURFUR

Что может быть хуже?

  • 3 апреля 2013 в 18:36
  • 437033

 

Эти вертолеты прилетают под покровом ночи, без сопровождения «Полета валькирий». Их лопасти не слышны, а атака стремительна и жестока. С ними сталкивался хотя бы раз в жизни каждый выпивающий человек — алкогольные «вертолеты». По просьбе FURFUR Виталий Витальевич внимательно изучил, что представляет собой этот малоприятный эффект, а также способы борьбы с ним. 

 

 

 

Что такое нистагм

Если оперировать медицинскими терминами, то алкогольный «вертолет» следует называть нистагм. Да, звучит как кличка норвежского блэк-металлиста, но ведь и явление малоприятное.

Нистагм — это непроизвольные колебательные движения глаз высокой частоты (до нескольких сотен в минуту). Именно эти движения глаз заставляют вестибулярный аппарат сходить с ума, посылая в желудок не самые приятные сигналы.

Так что же делать, если вернулся из бара поздно ночью, тебя «штормит», с утра ждет куча неотложных дел и стоило бы уже лечь спать? За окном светает, глаза слипаются от усталости, но закрывать их страшно. Есть мнение, что бороться с «вертолетом» вообще бесполезно. Но дух крепнет только в борьбе, а потому вот несколько способов борьбы с нистагмом. Некоторые из них опробованы не одним поколением, другие же достаточно неоднозначные и могут помочь далеко не всем.

 

 Евгений Брюн

главный нарколог РФ

 

«Термин “вертолет” мне не знаком. Но по поводу нистагма скажу, что систематическое употребление алкоголя приводит к поражениям головного мозга, слабоумию и припадкам. Нистагм — один из симптомов поражения головного мозга. Поэтому будущее таких людей очень печально».

 

 

Важно! Нистагм («вертолет») характерен для средней и тяжелой степеней алкогольного опьянения, что само по себе должно послужить тревожным звоночком.

 

 

 

Превентивные меры

 

 

Не пить

Хорошо закусывать

Желательно жирной пищей, хотя не стоит забывать, что жирная пища дает дополнительную нагрузку на и без того измученную возлияниями печень.

Поменьше мучного

Хлеб, пицца и другие мучные изделия имеют свойство впитывать в себя алкоголь, а затем постепенно его отдавать. Поэтому опьянение, как и все сопутствующие ему негативные явления, будет длиться намного дольше.

 

Не смешивать напитки

Впрочем, некоторые любители питейного дела заявляют, что «вертолет» у них начинается и после двух бутылок пива.

Дедовский способ

За полчаса до пития выпить залпом стакан любого растительного масла или съесть 100 грамм сливочного.

Выпить за час-два рюмку крепкого алкоголя

Небольшой порции коньяка или шота текилы будет вполне достаточно.

  

 

Если они все-таки прилетели

Перетерпеть и молиться всем богам, что сон придет как можно скорее, — способ не очень хороший. Во время сна организм нейтрализует токсины в четыре раза медленнее, чем при бодрствовании.

Так что лучше сразу перейти к следующему способу: заняться другими делами, почитать, посмотреть телевизор, поиграть в приставку, пока хмель не выветрится. В этом случае важно занять глаза, ведь именно в них кроется корень зла при «вертолете».

 

 

 

 

 

Классические решения

 

 

Вызвать рвоту

Такой способ почистит организм от излишков спиртного, похмелье будет не таким тяжелым, да и психологически после такой экзекуции над собой засыпать комфортнее.

 

 

Выпить много жидкости

Не горючей! Лучше всего подойдет минералка — она разбавит спирт в желудке, восстановит водный баланс организма, а заодно и сгладит последующее похмелье.

 

Советы профессиональных алкоголиков:

 

№1

Сесть на кровать, уткнувшись лицом в ладони. Этот интуитивный метод многие успешно применяют и без чужих советов.

 

№2

Лечь на живот, сжать кулаки и положить под голову. Думать о какой-нибудь тягомотине и расслабиться.

 

№3

Лечь спать на пол. Подходит только людям с крепким здоровьем или обитателям более теплого климата.

 

№4

«Заземление». Упереться кулаком в пол или в стену. Главное — чувствовать точку, в неподвижности которой вы уверены.

 

№5

«Сбросить якорь». Упереться ногой в пол. Принцип тот же, что и в четвертом способе. Наверное, их стоило бы объединить.

 

 №6

Лечь на бок, принять позу эмбриона. Колени подтянуть к груди. Любителям пива может помешать живот.

№7

Книги вместо подушки. Один товарищ рассказывал, что ему от вертолета помогали только несколько томов Большой медицинской энциклопедии, которые он использовал вместо подушки. Возможно, подойдет любая другая литература в твердом переплете, но с медицинской как-то надежнее.

 

№8

Контрастный или ледяной душ. Также подойдет только закаленным ребятам, которых не пугает перспектива проснуться поутру с заложенным носом в качестве довеска к тяжелой голове.

 

 

 

Спорные решения

 

 

Дышать только через рот. Якобы так алкоголь выводится быстрее. В этом есть доля правды, однако в случае «вертолета» «быстрее» большой роли не сыграет. Нам нужно быстрое и эффективное средство.

Уснуть под душем. Есть опасность захлебнуться, упасть или обвариться, если вдруг упадет давление в трубах.

Засунуть голову под подушку.

 

Лечь на бок и ногой отталкиваться в другую от вращения «вертолета» сторону.

Упрощенный вариант: отворачивать голову против направления вертолета.

Приложить к голове холодный компресс. Некоторым помогает, для других же является источником дополнительного раздражения.

 

 

Помощь фармакологии

Закрепить себя в нелегком деле борьбы с последствиями опьянения можно таблетками активированного угля или глицина. Первый имеет абсорбирующее действие и впитает в себя ту дрянь, на которую разложились в организме выдержанный виски или благородное красное вино.

Глицин, он же аминоуксусная кислота, он же аминоэтановая кислота, минимизирует токсические продукты разложения этилового спирта, так что похмелье поутру, конечно, наступит, но относительно легкое. Последний следует не пить, а рассасывать из расчета одна таблетка на десять килограммов живого веса перед пьянкой. После веселья — снова глицин, но уже в ударной дозировке в десяток таблеток. Главное не переборщить, как и с любой другой фармакологией.

 

 

За всем этим не следует забывать, что применение способов по борьбе с «вертолетами» от похмелья не спасет. Борьба с похмельем — отдельное искусство, которому посвящена не одна тысяча строк.

 

 

Текст: Виталий Витальевич

Рассказать друзьям
25 комментариевпожаловаться

Другие статьи по темам

Прочее

АлкогольПохмельеВертолетыЧто делатьФармакологияВиталий витальевичГулагБрунВертолетКак боротьсяНистагм

  • Главная
  • Герои
  • Свобода
  • Перемены
  • Культура
  • Новости

ВЕРТОЛЕТ — Что такое ВЕРТОЛЕТ?

Слово состоит из 8 букв: первая в, вторая е, третья р, четвёртая т, пятая о, шестая л, седьмая е, последняя т,

Слово вертолет английскими буквами(транслитом) — vertolet

  • Буква в встречается 1 раз. Слова с 1 буквой в
  • Буква е встречается 2 раза. Слова с 2 буквами е
  • Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р
  • Буква т встречается 2 раза. Слова с 2 буквами т
  • Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о
  • Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л

Значения слова вертолет. Что такое вертолет?

Вертолёт

ВЕРТОЛЕТ винтокрылый летательный аппарат, называемый также винтокрылом, — летательный аппарат, у которого подъемная сила создается вращающимися винтами.

Энциклопедия Кольера

ВЕРТОЛЕТ, винтокрылый летательный аппарат, называемый также винтокрылом, – летательный аппарат, у которого подъемная сила создается вращающимися винтами.

Энциклопедия Кругосвет

Вертолёт — винтокрылый летательный аппарат, у которого подъёмная и пропульсивная (движущая) силы на всех этапах полёта создаются одним или несколькими несущими винтами с приводом от одного или нескольких двигателей.

ru.wikipedia.org

Вертолёт-кран

Вертолёт-кран — вертолёт, оборудованный системой внешней подвески для подъёмно-транспортных и монтажных работ. Применяется также для транспортных перевозок. В качестве В.-к. используются как специально спроектированные вертолёты…

Энциклопедия техники

Вертолеты боевые

Вертолеты боевые — пилотируемые (с экипажем на борту) летательные аппараты, использующие для поддержания в воздушной среде, в основном, подъемную силу несущего (воздушного) винта, а также аэродинамические силы…

Война и мир в терминах и определениях / Под общ. ред. Д.О. Рогозина. — М., 2004

Вертолёты России

ОАО «Вертолёты России» — российский вертолётостроительный холдинг, объединяющий все вертолётостроительные предприятия страны. ОАО «Вертолёты России» является дочерней компанией ОАО ОПК «Оборонпром»…

ru.wikipedia.org

Ранец-вертолёт

Ранец-вертолет — персональный летательный аппарат состоящий из вертолётного винта, двигателя и крепления, которым прикрепляется к пилоту. В настоящее время это транспортное средство находится в стадии экспериментирования, но тем не менее…

ru.wikipedia.org

Ударный вертолёт

Ударный вертолёт — военный вертолёт выполняющий функции штурмовика, способный поражать цели на земле (также их называют штурмовыми вертолётами).

ru.wikipedia.org

Спортивный вертолет

Спортивный вертолет предназначается для обучения, тренировки и соревнований спортсменов (экипажей) в выполнении специальных упражнений (см. Вертолётный спорт).

Энциклопедия техники

Спортивный вертолет — предназначается для обучения, тренировки и соревнований спортсменов (экипажей) в выполнении специальных упражнений (см. Вертолётный спорт).

Энциклопедия техники

Радиоуправляемый вертолёт

Радиоуправляемый вертолёт — это масштабная модель вертолёта, которая управляется с помощью радио- или инфракрасной связи. Как правило, управление такими моделями происходит с небольшого расстояния (до 100 м)…

ru.wikipedia.org

Русский язык

Верт/о/лёт/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Вертолёт-амфи́бия, вертолёта-амфи́бии, м.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова вертолет

Между тем, Украина намерена разработать собственный вертолет массой до шести тонн.

Вертолет рассчитан на одного или двух членов экипажа и вмещает до семи пассажиров.

Российский перспективный скоростной вертолет разрабатывается по двум направлениям.

2 июля 2012 г. вертолет выполнял плановый полет по обслуживанию нефтепровода в Башкирии.

Самолет с 200 пассажирами на борту благополучно приземлился, но вертолет был уничтожен.

Они посадили вертолет и попытались проверить разрешительные документы на оружие.


  • Слова из слова «вертолет»
  • Слова на букву «в»
  • Слова, начинающиеся на «ве»
  • Слова c буквой «т» на конце
  • Слова c «ет» на конце
  • Слова, начинающиеся на «вер»
  • Слова, начинающиеся на «верт»
  • Слова, оканчивающиеся на «лет»
  • Слова, заканчивающиеся на «олет»
  1. вертолетчица
  2. вертолетчицей
  3. вертолетчиц
  4. вертолет
  5. вертолет-кран
  6. вертопрах
  7. вертопрашество

Срочные сообщения о вертолётах — РТ на русском

  • Посольство России подтвердило гибель двух россиян при крушении вертолёта в Турции

    Посольство России в Анкаре подтвердило гибель двух россиян при крушении вертолёта, который тушил пожар в турецком Мармарисе.

  • Son Dakika: принадлежащий России вертолёт разбился при тушении пожара в Турции

    В Мармарисе при тушении пожара разбился принадлежащий России вертолёт. Об этом сообщает издание Son Dakika.

  • Минобороны России опубликовало кадры боевой работы экипажей вертолётов Ка-52 и Ми-28

    Министерство обороны России опубликовало кадры работы экипажей вертолётов Ка-52 и Ми-28 в ходе специальной военной операции.

  • ВКС России уничтожили украинский Ми-8 с диверсантами на борту в Херсонской области

    Истребительная авиация ВКС России уничтожила украинский вертолёт с диверсионно-разведывательной группой на борту в Херсонской области. Об этом сообщило российское Министерство обороны.

  • От автожира к боевым вертолётам: какое технологическое наследие оставил авиаконструктор Николай Камов

    120 лет назад в Иркутске появился на свет знаменитый отечественный авиаконструктор Николай Камов. Благодаря его таланту и упорству страна получила уникальную вертолётную школу. Главное ноу-хау Камова — соосная схема расположения несущих винтов. Она даёт преимущество в компактности, манёвренности и устойчивости полёта. Камовские вертолёты оказались широко востребованы в палубной, армейской авиации, а также в гражданском сегменте — в частности, в пожаротушении. По мнению экспертов, авиаконструктор создал фундамент для разработки высокоэффективных винтокрылых машин.

  • ВКС России уничтожили украинский вертолёт Ми-8 в Николаевской области

    Военно-космические силы России уничтожили украинский вертолёт Ми-8 в районе Очакова.

  • Экипаж Ми-35 ВКС России уничтожил украинскую бронетанковую колонну под Изюмом

    Экипаж российского ударного вертолёта Ми-35 обнаружил и уничтожил украинскую бронетанковую колонну в Изюмском районе.

  • Кадры работы экипажей вертолётов Ми-8МВТ-5

    Министерство обороны России показало кадры работы экипажей вертолётов Ми-8МВТ-5 военной авиации ЗВО по уничтожению опорных пунктов противника в ходе спецоперации на Украине. Вертолёты летают на предельно малой высоте. Экипажи не только уничтожают личный состав и технику украинских националистов, но и сопровождают воинские колонны, доставляют десант к месту высадки и поддерживают подразделения союзных войск с воздуха.

  • МО: экипаж вертолёта Ми-35 сорвал попытку ВСУ навести переправу в Харьковской области

    Экипаж вертолёта Ми-35 ВС России сорвал попытку украинских войск навести переправу через реку Оскол в Купянском районе Харьковской области, сообщили в Минобороны России.

  • Минобороны России показало кадры боевой работы вертолётов Ми-8 и Ка-52 на Украине

    Министерство обороны России опубликовало видео боевой работы вертолётов Ми-8 и Ка-52 на Украине.

  • Всё необходимое на одной платформе: как создавалась и модернизировалась знаменитая «Тунгуска»

    8 сентября 1982 года на вооружение ВС СССР был принят первый в мире зенитный пушечно-ракетный комплекс под наименованием «Тунгуска». Cамоходка предназначалась для прикрытия танковых колонн. Её создание стало ответом Советского Союза на появление американского штурмовика A-10 Thunderbolt II и ударного вертолёта Bell AH-1 Cobra, с которыми уже не могли бороться прежние средства ПВО. Главная особенность «Тунгуски» — размещение на одном шасси пушек, зенитного вооружения и оборудования для поиска воздушных угроз. Сейчас этот комплекс эксплуатируется ВС РФ в глубоко модернизированном виде. По мнению экспертов, в перспективе «Тунгуску» может заменить в войсках гусеничная версия высокоэффективной самоходки «Панцирь».

  • Замглавы МИД Руденко: посредничество третьей страны в обмене пленными с Украиной не нужно

    Замглавы МИД России Андрей Руденко заявил, что участие третьей страны в обмене пленными с Украиной не нужно.

  • Спасатели предприняли новую попытку добраться до Ключевского вулкана

    Вертолёт со спасателями в четвёртый раз вылетел к вулкану Ключевская сопка на Камчатке, где погибли несколько туристов, заявили в пресс-службе краевого учреждения «Центр обеспечения действий по ГО и ЧС».

  • SANA: в Сирии разбился военный вертолёт, экипаж погиб

    Вертолёт сирийской армии разбился к северо-востоку от Хамы из-за технической неисправности, экипаж погиб, сообщило агентство SANA со ссылкой на Министерство обороны.

  • Четыре самолёта и три вертолёта тушат природные пожары в Оренбургской области

    Департамент пожарной безопасности Оренбургской области заявил, что четыре самолёта Ил-76 и три вертолёта привлечены к тушению природных пожаров в Оренбуржье.

  • как управлять радиоуправляемым вертолетом? Принцип полета вертолета и основные конструктивные отличия его от самолета

    ВЕРТОЛЁТЫ

    Рис. 1. К объяснению принципа полёта вертолёта

    Несущий винт (НВ) служит для поддержания и перемещения вертолета в воздухе.
    При вращении в горизонтальной плоскости НВ создает тягу (Т), направленную вверх и т.о. выполняет роль создателя подъёмной силы (Y). Когда тяга НВ будет больше веса вертолета (G), вертолет без разбега оторвется от земли и начнет вертикальный набор высоты. При равенстве веса вертолета и тяги НВ вертолет будет неподвижно висеть в воздухе. Для вертикального снижения достаточно тягу НВ сделать несколько меньше веса вертолета. Сила (P) для поступательного движения вертолета обеспечивается наклоном плоскости вращения НВ при помощи системы управления винтом. Наклон плоскости вращения НВ вызывает соответствующий наклон полной аэродинамической силы, при этом ее вертикальная составляющая будет удерживать вертолет в воздухе, а горизонтальная — вызывать поступательное перемещение вертолета в соответствующем направлении.

    Рис. 2. Основные части вертолета:

    1 – фюзеляж; 2 – авиадвигатели; 3 – несущий винт; 4 – трансмиссия;5 – хвостовой винт;
    6 – концевая балка; 7 – стабилизатор; 8 – хвостовая балка; 9 – шасси

    Фюзеляж является основной частью конструкции вертолета, служащей для соединения в одно целое всех его частей, а также для размещения экипажа, пассажиров, грузов, оборудо-вания. Он имеет хвостовую и концевую балки для размещения хвостового винта вне зоны вращения НВ, и крыла (на некоторых вертолетах крыло устанавливается с целью увеличения максимальной скорости полета за счет частичной разгрузки – (МИ-24)). Силовая установка (двигатели) является источником механической энергии для приведения во вращение несу-щего и рулевого винтов. Она включает в себя двигатели и системы, обеспечивающие их работу (топливную, масляную, систему охлаждения, систему запуска двигателей и др.).
    НВ служит для поддержания и перемещения вертолета в воздухе, и состоит из лопастей
    и втулки НВ. Трансмиссия служит для передачи мощности от двигателя к несущему и рулевому винтам. Составными элементами трансмиссии являются валы, редукторы и муфты. Рулевой винт (РВ) (бывает тянущий и толкающий) служит для уравновешивания реактив-ного момента, возникающего при вращении НВ, и для путевого управления вертолетом. Сила тяги РВ создает момент относительно центра тяжести вертолета, уравновешивающий реактивный момент от НВ. Для разворота вертолёта достаточно изменить величину тяги РВ. РВ так же состоит из лопастей и втулки.

    Система управления (СиУпр) вертолета состоят из ручного и ножного управления. Они включают командные рычаги (ручку управления, рычаг «шаг-газ» и педали) и системы проводки к НВ и РВ. Управление НВ-ом производится при помощи специального устрой-ства, называемого автоматом перекоса. Управление РВ производится от педалей.

    Взлетно-посадочные устройства (ВПУ) служат опорой вертолета при стоянке и обеспе-чивают перемещение вертолета по земле, взлет и посадку. Для смягчения толчков и ударов они снабжены амортизаторами. Взлетно-посадочные устройства могут выполняться в виде колесного шасси, поплавков и лыж.

    Рис. 3. Общий вид конструкции вертолёта (на примере боевого вертолёта МИ-24П).

    Подъемная сила и тяга для поступательного движения у вертолета создается с помощью несущего винта. В работе несущего винта вертолета и воздушного винта самолета есть много общего, но имеются и отличия. Сравнивая их работу, можно заметить, что при одинаковой мощности двигателя тяга несущего винта вертолета всегда больше, благодаря тому что74 диаметр несущего винта вертолета во много раз больше диаметра воздушного винта самолета. Тяга несущего винта в значительной степени зависит от его диаметра и числа оборотов.

    Так, при увеличении диаметра винта вдвое тяга его увеличивается приблизительно в 16 раз; при увеличении числа оборотов вдвое — примерно в 4 раза.Несущий винт вертолета обладает исключительно важным свойством — способностью создавать подъемную силу в режиме самовращения (авторотации) в случае остановки двигателя, что позволяет вертолету совершать безопасный планирующий или парашютирующий (вертикальный) спуск и посадку. При висении и при вертикальном подъеме несущий винт (ротор) вертолета работает подобно воздушному винту. При поступательном полете ось его вращения наклоняется вперед и он работает в режиме косой обдувки

    (рис. 155)
    а-режим косой обдувки, б-пропеллерный режим

    Когда лопасти вращаются, подъемная сила заставляет их подниматься, в то время как центробежная сила препятствует их чрезмерному закидыванию вверх, поэтому диск ротора принимает коническую форму. Скорость движения лопасти относительно воздуха неодинакова. Она меньше у оси вращения и больше у конца лопасти и, кроме того, меняется в зависимости от положения лопасти по отношению к направлению полета. Так, при вращении винта скорость лопасти, движущейся вперед, слагается из скоростей от ее вращения и поступательного движения вертолета. Для лопасти же, движущейся назад, скорость будет определяться разностью между скоростью от вращения винта и поступательного движения всей машины. Из-за меньшей скорости у лопасти, движущейся назад, будет меньше и подъемная сила. Чтобы этого не произошло, увеличивают ее угол атаки для сохранения равновесия.

    При остановке мотора вертолет становится автожиром. В этом случае ротор вращается без подвода мощности в результате действия аэродинамических сил. Последние обеспечивают необходимую тягу ротора и поддерживают его вращение. Но это превращение зависит от многих факторов. Основной из них — направление обдувки ротора воздушным потоком. При моторном полете воздушный поток набегает на ротор вертолета сверху, в режиме авторотации — снизу. Для обеспечения авторотации необходима определенная скорость потока (прямого или косого), т. е. вертолет должен перемещаться относительно потока. Так, для безопасной авторотирующей посадки с режима висения аппарат должен иметь запас высоты.

    По числу несущих винтов вертолеты принято классифицировать на одновинтовые, двухвинтовые и многовинтовые. Наиболее распространена одновинтовая схема. Кроме несущего, одновинтовой вертолет обычно имеет хвостовой винт. Основное назначение хвостового винта состоит в том, что он гасит реактивный момент, который стремится развернуть вертолет в полете в сторону, противоположную вращению несущего винта. Чтобы понять это явление, представим себе человека, плывущего на плоту

    (рис. 156)

    При попытке развернуть плот он стремится повернуться в сторону, противоположную направлению движения весла. Для того чтобы вертолет в полете не вращался, необходимо приложить к нему такой же момент, как и к несущему винту, но противоположного направления. Такой момент относительно центра тяжести вертолета и создает хвостовой винт. Момент равен произведению силы на плечо, поэтому хвостовой винт стараются расположить на хвосте так, чтобы увеличить плечо приложения силы, развиваемой этим винтом.

    Вторая функция хвостового винта — путевое управление вертолетом. Это достигается путем изменения установочных углов лопастей хвостового винта, приводимого во вращение из кабины пилота с помощью ножных педалей. С изменением углов установки меняется тяга рулевого винта и нарушается равновесие реактивного момента и момента тяги хвостового винта, действующих на вертолет, что позволяет поворачивать машину в нужном направлении. Двухвинтовые вертолеты подразделяются на несколько подгрупп. К ним относятся вертолеты соосной схемы

    (рис. 157, а)

    При которой на одной оси расположены один над другим два несущих винта, вращающихся в противоположные стороны; вертолеты продольной схемы (рис. 157, б) с расположением несущих винтов на концах фюзеляжа; вертолеты поперечной схемы (рис. 157, в) с расположением двух несущих винтов по бокам фюзеляжа.При Двувинтовой схеме вертолета реактивные моменты одинаковых несущих винтов взаимно уравновешиваются, потому что винты вращаются в противоположные стороны с одинаковой скоростью (поэтому на таких вертолетах нет хвостовых винтов). Вертолеты многовинтовой схемы могут иметь три, четыре и более несущих винтов.

    Они обладают большой грузоподъемностью.Однако подобные вертолеты строят очень редко из-за сложности системы управления и устройства трансмиссии. Горизонтальный полет является основным режимом полета вертолета, так как он обычно занимает наибольшую часть времени полета. Необходимая тяга для поступательного горизонтального или наклонного движения вертолета создается наклоном плоскости вращения винта. При этом соответственно наклоняется и равнодействующая аэродинамических сил R на винте. В горизонтальном полете вертикальная составляющая силы R дает подъемную силу Y, уравновешивающую силу тяжести G, а горизонтальная составляющая — тягу P для движения по горизонту, уравновешивающую лобовое сопротивление X вертолета

    (рис. 158)
    А-плоскость вращения винта при висении, Б- при горизонтальном полёте


    Ручка управления определяет циклический шаг несущего винта. С ее помощью пилот управляет вертолетом по крену и тангажу. Работа с ручкой управления во время висения напоминает балансирование на острие иглы. Практически каждое действие требует соответствующей коррекции другими органами управления. К примеру, чтобы увеличить скорость, пилот отдает ручку от себя, наклоняя машину вперед. При этом вертикальная составляющая в векторе тяги винта уменьшается, и приходится увеличивать общий шаг (поднимать рычаг «шаг-газ»), чтобы не потерять высоту.

    1.Ручка управления. 2. Рычаг «шаг-газ». 3.Педали. 4. Управление связью. 5.Компас.

    Шаг-газ. Поднимая рычаг «шаг-газ», пилот увеличивает общий шаг (угол атаки лопастей) несущего винта, тем самым увеличивая тягу. В случае резкого увеличения шага реактивный момент винта изменяется, и вертолет стремится изменить курс. Чтобы остаться на выбранной траектории, пилот синхронно работает рычагом «шаг-газ» и педалями.

    Педали определяют шаг стабилизирующего («хвостового») винта. С их помощью пилот управляет курсом машины. Резкая работа педалями сказывается на реактивном моменте стабилизирующего винта и, несмотря на его незначительную массу, оказывает некоторое влияние на тангаж. «Опытные тренеры иногда показывают курсантам фокус, зафиксировав ручку управления и «шаг-газ» и управляя высотой и скоростью полета, лишь слегка помахивая хвостом, — рассказывает Сергей Друй, — так появляются слухи о «радиоуправляемых вертолетах» и прочей магии».


    6.Вариометр (указатель вертикальной скорости). 7.Авиагоризонт. 8. Индикатор воздушной скорости. 9. Тахометр (слева — указатель оборотов двигателя, справа — винта). 10.Высотомер. 11. Указатель давления во впускном коллекторе (дает представление о запасе мощности двигателя при данной загрузке и погодных условиях). 12. Сигнальные лампы. 13. Температура воздуха во впускном тракте. 14.Часы. 15. Приборы двигателя (давление и температура масла, уровень топлива, напряжение бортовой сети). 16. Управление освещением. 17. Выключатель силового привода муфты (передает крутящий момент на винт после прогрева двигателя). 18. Главный выключатель. 19. Выключатель зажигания. 20. Обогрев кабины. 21. Вентиляция кабины. 22. Микшер внутренней связи. 23.Радиостанция.

    Распределение внимания

    Важнейший навык управления вертолетом — правильный выбор направления взгляда. Курсантов учат взлетать и садиться, глядя на землю на расстоянии 5−15 м перед собой. Это простая геометрия. Если смотреть дальше, вплоть до линии горизонта, можно не заметить значительных колебаний высоты. Спортсмены-вертолетчики смотрят прямо «под обрез кабины» и замечают миллиметровые изменения высоты. Если курсант выберет то же направление взгляда, он увидит небольшие колебания, но будет не в силах их скорректировать — не хватит навыков и мелкой моторики, которая приходит с опытом. Поэтому при обучении тренер предлагает курсанту начать со взгляда на 15 м, а затем постепенно сокращать эту дистанцию.


    «Вентиль» на центральном тоннеле заведует фрикционом ручки управления. С его помощью пилот может увеличивать сопротивление на ручке вплоть до полной ее фиксации. Эта функция помогает в долгих маршрутных полетах.

    Базовое направление взгляда в полете по маршруту — «капот-горизонт». Если положение горизонта относительно капота не меняется, значит, вертолет летит на заданной высоте с постоянной скоростью. «Клевок», скорее всего, будет означать увеличение скорости и потерю высоты, наклон линии горизонта — смену курса. «В хорошую погоду можно лететь с заклеенной приборной панелью, — говорит Сергей Друй, — а вот с заклеенными стеклами кабины далеко не улетишь».


    Шаг или газ?

    На большинстве современных вертолетах есть автоматика, которая регулирует подачу топлива в двигатель так, чтобы удерживать обороты несущего винта в узком рабочем диапазоне. Поворачивая рукоятку рычага «шаг-газ», пилот может самостоятельно управлять подачей топлива. В полете пилот может чувствовать, как рукоятка сама слегка поворачивается в руке — это работает автомат. Бывает, что новички в напряжении сжимают рукоятку, мешая автомату работать, и раздается звуковой сигнал, предупреждающий о падении оборотов.

    Авторотация

    Режим авторотации, при котором винт с малым углом атаки вращается, используя энергию набегающего воздушного потока, позволяет при необходимости выбрать место посадки и сесть с выключенным двигателем. Чтобы поддерживать режим, пилот смотрит на тахометр. Если обороты винта падают ниже рабочего диапазона, нужно плавно уменьшить общий шаг винта. Если обороты растут, общий шаг нужно увеличить. При этом вертолет остается полностью управляемым по курсу, крену и тангажу.

    Как летает вертолет?

    Авиация — сколько в этом слове завораживающего и невероятного! Чего стоят одни только самолёты и вертолёты! А задумывались ли вы, как летает вертолет? Ну, с самолётом всё понятно, крылья позволяют ему держаться в небе, не падая, лететь вперёд, в сторону. «А вот вертолёт таких крыльев не имеет» — скажете вы. И будете правы только наполовину. Но об этом подробней.

    Принцип полета вертолета

    Вероятно, все видели винт, расположенный на крыше у вертолёта. Именно он и отвечает за поднятие машины в воздух. Несущий винт больших размеров состоит из лопастей, которые при вращении и подымают вертолёт. Они выполняют функцию крыла, как у самолёта, вот только по размеру меньше, а количество их больше. Когда заводится двигатель, лопасти винта начинают вращение, заставляя летательный аппарат взлетать в небо. Сила, которая применяется к каждому крылу-лопасти, суммируется в общую силу, которая применяется ко всей машине в целом. Именно эта аэродинамическая сила перпендикулярная по отношению к плоскости, создающейся при вращении всех лопастей и винта в целом, способствует поднятию в воздух тяжёлого летательного аппарата. Если сила вращения винта больше, чем вес всего летательного аппарата, он будет взлетать. Если сила меньше, полёт не будет совершён. А вот если сила одинаковая, вертолёт застрянет на месте. Можно посмотреть подробней о том, как летает вертолет, на видео. Вы заметите, что после того как лопасти набирают обороты, вертолёт начинает взлетать, но не сразу. Сперва он немного зависает, а уж после того как набирает обороты, взлетает.

    Топливо для полета

    Для вертолёта в основном используют бензин — авиационный керосин. Но с развитием технологий начинают искать более подходящее и менее дорогостояще топливо. Например, метан, вернее, криогенное топливо, которое делают из метана. Оно устойчиво к малым температурам (- 170 градусов). Это природный газ, который можно безопасно транспортировать на тех же вертолётах. Также верным ответом на вопрос о том, на чем летает вертолет, будет и такой газ как бутан или пропан. Такое топливо можно перевозить в условиях обычных температур. Оно отлично подходит для двигателя, не портит качества полета, считается практически лучшим топливом для летательного аппарата.

    Стоит сказать, что топливо для вертолёта может использоваться совершенно разное, но при этом портится качество полета. Как и в машине, если залить плохой, некачественный бензин, автомобиль ездит плохо, так и с вертолетами: плохое топливо негативно влияет на работу вертолета.

    Второй винт

    Часто можно увидеть вертолёт с двумя винтами, один из которых располагается на хвосте. Благодаря ему он и взлетает. Хвостовой винт создаёт противодействие основному. Его лопасти вращаются не в унисон несущему винту, а наоборот. Таким образом, создавая тягу, второй винт уравновешивает силу несущего, чем и заставляет вертолёт взлететь, при этом защищая его от «заносов» влево или вправо при вращении большого винта.

    Но на некоторых вертолётах нет хвостового винта. На моделях такого летательного аппарата находится ещё один несущий винт. Он расположен под верхним несущим. Его лопасти так же, как и у хвостового, вращаются противоположно. Вертолёты с таким механизмом взлетают быстрее, поскольку винты имеют одинаковую силу при подъёме. Такие вертолеты подымаются в воздух немного быстрее.

    Б. РУДЕНКО. По материалам журнала «Хобби для всех».

    ВЗРОСЛЫЕ ИГРЫ

    Наука и жизнь // Иллюстрации

    Наука и жизнь // Иллюстрации

    Так выглядит автомат перекоса одной из серийных моделей вертолета.

    Схема автомата перекоса: 1 — несущий ротор; 2 — неподвижное кольцо; 3 — подвижное кольцо; 4 — тяги управления лопастями; 5 — тяги управления кольцом; a — угол наклона автомата перекоса.

    Реактивный момент несущего ротора вертолета компенсируется тяговым усилием хвостового ротора (F).

    Автомат перекоса заставил вертолет накрениться на нос: задняя половина диска ротора создает бo»льшую подъемную силу, чем передняя.

    Вертолет движется вперед. Вертикальная составляющая подъемной силы компенсирует вес, горизонтальная — обеспечивает движение.

    Гироскопическая прецессия. С помощью автомата перекоса пилот обеспечил максимальный угол атаки лопасти в точке А. Однако реакция винта проявится лишь в точке Б, что заставляет вертолет накрениться вперед.

    Электрический микровертолет Hornet CP весит всего 300 г. Тем не менее его винт при наборе высоты вращается со скоростью 2000 об/мин, что позволяет модели выполнять «петли», «бочки» и некоторые другие фигуры пилотажа.

    У знаменитого польского писателя-фантаста Станислава Лема был макет железной дороги, с которым он до глубокой старости самозабвенно играл в свободное время, в чем признавался без малейшего смущения. Многие великие полководцы в разные века столь же самозабвенно разыгрывали битвы с игрушечными армиями, почитая такие игры вполне достойным занятием в часы отдыха.

    Период игр не заканчивается вместе с детством. Очень многим людям свойственно играть всю жизнь. Одни играют в робинзонов и пржевальских, отправляясь в туристические походы по горам и рекам, другие предпочитают игрушки натуральные, механические или электронные. Индустрия игрушек для взрослых в последние десятилетия развивается весьма стремительно. Отрасль оказалась прибыльной. Управляемые модели автомобилей, кораблей и летательных аппаратов бороздят просторы планеты, множатся клубы любителей взрослых игр. Техническими видами спорта и моделированием, согласно анкетным опросам, увлекаются около трети читателей журнала «Наука и жизнь». А зачем, собственно, они играют? Стоит ли искать точный ответ? Потому что — хочется. Потому что — интересно! И еще потому что — игрушки того стоят. Например, радиоуправляемые модели вертолетов. За рубежом сейчас их выпускается великое множество. В бывшем СССР модели вертолетов тоже делали, но в сегодняшней России производство моделей отсутствует. И спортсмены-авиамоделисты, специализирующиеся в управлении вертолетными моделями, строят их самостоятельно. В авиамодельном спорте вертолеты выделены в отдельный класс F3C. (Подробнее о делении авиамоделей на классы см. «Наука и жизнь» № )

    Модели вертолетов продаются в виде наборов деталей, из которых будущему пилоту предстоит самостоятельно собрать машину, руководствуясь подробной инструкцией, отладить, тщательно отрегулировать узлы и агрегаты. Теперь остается заправить топливный бак или зарядить аккумулятор, и можно приступать к полетам.

    «Летать» на радиоуправляемой модели вертолета — занятие увлекательное, но отнюдь не простое. Аварии случаются часто, и не всякая ошибка пилота поправима. Разбить недешевую игрушку насовсем — дело нехитрое. Потому изготовители настоятельно предлагают начинать, так же как и на больших, настоящих вертолетах, с инструктором. Кстати, пока пилот не научится управлять моделью, на нее устанавливают дополнительное тренировочное шасси — широкие гибкие опоры, страхующие от необратимых повреждений.

    Обучают пилотированию не за час и не за день. Вот, например, одна из рекомендаций: «Поднимаем и завешиваем модель в воздухе. Если вы сможете удержать модель в течение двух минут без посадок и резких перемещений, ваши навыки достаточны для продолжения. Иначе — потренируйтесь в висении еще пару недель…»

    Это действительно непросто, особенно если тренировка происходит на открытом воздухе. Пилоту мешает не только отсутствие навыка, но и ветер. Далее пилот учится удерживать вертолет в положении боком к себе, разворачивать его на любой угол, тренируется в скольжении над самой землей. Потом наступает черед пилотажных фигур. Первая — «восьмерка».

    Вертолет может летать в любом направлении — носом, боком и хвостом вперед, поэтому первая «восьмерка» начинающего пилота называется «ленивой» — машина медленно и аккуратно проходит всю траекторию, оставаясь повернутой хвостом к пилоту, и только после освоения этого упражнения пилот начинает ориентировать вертолет носом строго по курсу. После освоения этой фигуры наступает черед очередных — «круги», «квадраты» и далее вплоть до фигур высшего пилотажа. Понятно, что полный курс тренинга отнимет у пилота достаточно много времени. Сделаться асом, способным выполнять «мертвую петлю», удастся далеко не сразу.

    А тем, кто начинает играть, не будет лишним вспомнить, что вообще позволяет вертолету держаться в воздухе и совершать сложные эволюции.

    КАК ЛЕТАЕТ ВЕРТОЛЕТ

    Вертолет — замечательное изобретение хотя бы тем, что, подробно изучая принципы его полета, придется познакомиться с теоретической механикой, аэродинамикой, теорией машин и механизмов и еще с десятком технических дисциплин. Так глубоко забираться мы не будем, но основ все же коснемся. Итак, подъемную силу вертолету сообщает большой винт — несущий ротор. Изменяя угол наклона лопасти к плоскости вращения ротора, мы увеличиваем или уменьшаем подъемную силу, заставляя вертолет подниматься или опускаться. Чтобы компенсировать реактивный момент несущего ротора, который заставляет корпус разворачиваться, вертолет снабжен хвостовым или же соосным винтом, вращающимся в противоположную сторону (в наших примерах мы будем рассматривать вертолет с хвостовым винтом). Изменяя угол атаки лопастей хвостового винта, пилот заставляет машину вращаться вокруг вертикальной оси в любую сторону.

    Вертолет взлетел и завис. Сила тяги ротора равна весу машины. Чтобы вертолет начал двигаться горизонтально, он должен наклониться в нужном направлении. Тогда баланс действующих на вертолет сил нарушается: появляется горизонтальная составляющая. Но как же его заставить это сделать?

    В 1911 году российский ученый, аэродинамик Б.Н. Юрьев изобрел автомат перекоса, который и по сей день остался неизменным узлом в конструкции практически любого вертолета. Кстати, он же, Юрьев, в 1912 году построил первую действующую модель геликоптера, которую продемонстрировал на 2-й Международной выставке по воздухоплаванию в Москве, удостоившись золотой медали. Автомат перекоса расположен на оси винта и состоит из двух колец, подвешенных на карданном шарнире к неподвижной опоре. Кольца соединены с тягами управления. Под действием тяг внутреннее кольцо автомата наклоняется, заставляя угол установки лопастей синусоидально изменяться при вращении.

    Представим окружность, описываемую ротором, в виде сплошного диска и разделим общую подъемную силу надвое, приложив каждую к одной из половинок диска. При включенном автомате перекоса угол атаки лопастей в одной половине диска окажется больше, чем в другой, а следовательно, там возрастет подъемная сила. Она и накренит вертолет. Теперь у несущего ротора появится и горизонтальная составляющая, которая вызовет скольжение в нужном направлении.

    В последнее время появляются машины, использующие иные способы управления полетом. Например, воздушные рули, изменяющие направление потока воздуха от несущего ротора (см. «Наука и жизнь» № ).

    Накренить машину автомат перекоса позволяет в любом направлении — вот почему вертолет может двигаться и прямо, и назад, и вбок. Но тут присутствует один очень интересный момент, вызванный проявлением гироскопической прецессии. Что это такое?

    Вращающийся ротор представляет собой, по сути, гироскоп. Чтобы изменить положение его оси вращения, требуется приложить дополнительную силу. Прецессия гироскопа — реакция на прилагаемое усилие. На практике она проявляется запаздыванием примерно на 90 о поворота лопастей. А это означает, что для того чтобы заставить вертолет накрениться, к примеру, вперед, пилот с помощью автомата перекоса словно бы пытается наклонить его вправо: минимальный и максимальный углы атаки лопасти имеют, находясь перпендикулярно к продольной оси машины.

    Когда вертолет начинает двигаться горизонтально, подъемная сила несущего ротора увеличивается за счет набегающего на лопасти потока воздуха. Поэтому, чем быстрее движется вертолет, тем лучше его летные качества, проще управление.

    Еще одно полезное свойство вертолета — авторотация: если двигатель машины заглох в полете, ротор вращается за счет набегающего на лопасти потока воздуха. Это позволяет вертолету сохранять управляемость при снижении и существенно замедляет его вертикальную скорость, обеспечивая безопасность. Конечно же вертолеты тоже падают и разбиваются, но, используя авторотацию, пилот всегда имеет немалые шансы сохранить машину от разрушения, а свою жизнь и жизнь пассажиров — от гибели. Для этого в трансмиссии вертолета имеется специальная обгонная муфта, срабатывающая при аварийном отключении двигателя и позволяющая винту свободно вращаться.

    МОДЕЛИ НА ЛЮБОЙ ВКУС

    Модели бывают самые разные: с двигателями внутреннего сгорания, с электродвигателями на аккумуляторных батареях, вертолеты для полетов в закрытых помещениях и на открытом воздухе, совсем маленькие и побольше. Бензиновые модели в зависимости от объема двигателя разделяются на классы. Наиболее распространенными являются вертолеты 30, 40 и 60-го классов. На вертолеты 30-го класса устанавливают двигатели объемом 0,32 — 0,35 куб. дюйма; 40-го класса — 0,45 — 0,50 куб. дюйма; 60-го класса — около 1 куб. дюйма.

    Каждый класс обладает своими достоинствами и недостатками: маленькие вертолеты дешевле, проще в эксплуатации и обслуживании, зато большие имеют бo, льшую стабильность в полете и соответственно меньшую восприимчивость к порывам ветра. Семейство моделей конечно же названными классами не ограничивается. Существуют, например, «комнатные» микровертолеты — как с электрическим, так и с бензиновым двигателем, весящие всего 280 — 300 г. Они боятся даже слабенького ветерка, но в закрытых помещениях или в полный штиль способны исполнять практически весь набор фигур высшего пилотажа, поэтому рекомендуются начинающим пилотам для тренировки в управлении.

    Использование предлога in в английском языке

    Употребление и произношение in

    Ударные вертолеты РФ

    Любые военные операции всегда являются богатой почвой для анализа реальной боевой эффективности применяемых систем вооружения, и специальная военная операция в этом отношении не стала исключением. Там, помимо самолетов, наши ВКС активно применяют все образцы вертолетной техники и, анализируя кадры с места события, может возникнуть вопрос – а зачем нашим ВКС целых две модели ударных вертолетов, выполняющих по сути дела идентичные функции. И это ведь еще не считая МИ-35, который, хоть и относится к классу транспортно-боевых, но вполне способен выполнять ударные функции.

    На мой взгляд, в процессе проведения СВО мы уже получили достаточно данных для того, чтобы сделать вывод – из двух наших ударных вертолетов один обладает явными преимуществами. Речь идет о вертолете «Камова» КА-52. В чем же эти преимущества заключаются?

    Преимущество № 1

    При классической компоновке вертокрылой машины с рулевым винтом внутри хвостовой балки расположен вал, который передает крутящий момент от редуктора к рулевому винту. Кроме того, конструкция хвостовой балки подразумевает наличие силового каркаса, который должен выдерживать постоянные нагрузки «на излом», вызываемые работой этого самого рулевого винта.

    В то же время наиболее распространенные системы наведения ПЗРК предполагают наведение по тепловому следу, т. е. в район задней полусферы вертолета. Тепловые ловушки призваны уводить ракеты в сторону, однако нередки случаи, когда они не успевают это сделать, и взрыв происходит как раз в районе хвостовой балки. К чему приводит срабатывание боевой части ракеты ПЗРК в этом районе? В случае наличия момента сил «на излом» и повреждения балки взрывом, она попросту ломается пополам и «складывается». Вертолет мгновенно теряет управление, и с этого момента экипаж по сути обречен.

    Ярким примером такого сценария может служить видео со спецоперации на Украине (смотреть можно с отметки 0:50).

    Теперь взглянем на «хвостовую балку» КА-52.

    Хвостовая часть, не в пример Ми-28, короче и намного толще, не содержит внутри вала отбора мощности и не испытывает постоянных моментов силы на излом. Рискну предположить, что даже если этот хвост оторвать полностью (такое представляется невыполнимой задачей, для маломощной боевой части ПЗРК), машина, хоть и перестанет нормально управляться, но потеря управления не будет столь фатальной, как в случае с Ми-28. У экипажа будет время и, что самое главное, возможности для того, чтобы предпринять меры по спасению как своей жизни, так и, возможно, машины.

    Теперь поговорим о возможностях…

    Преимущество № 2: катапульта

    На вертолетах КА-52 реализована самая настоящая катапультная система, которая позволяет спасти жизни экипажа даже в ситуациях, когда вертолет получил тяжелые повреждения. Принцип ее действия прост – сначала отстреливаются лопости несущего винта, а затем уже осуществляется «экстракция» пилотов из терпящего бедствие летательного аппарата классическим катапультным способом.

    Переоценить эту опцию сложно – каждый читатель, попытавшись представить себя на месте пилота, наверняка предпочтет летать на вертолете, позволяющем катапультироваться, нежели на машине без такой опции. Таким образом, одно лишь наличие катапульты уже способно рассматриваться как решающий аргумент за КА-52, в его заочном споре с Ми-28.

    Спасти жизни пилотам – это хорошо, как с моральной точки зрения, так и с практической (если включить режим цинизма) – на их подготовку тратится много денег и времени, что делает их ценным военным ресурсом, невосполнимым в условиях современных войн. Последнее особенно актуально, если речь идет об опытном экипаже.

    Преимущество № 3: концепция бронирования

    Ми-28 развивался, исходя из устаревшей концепции, подразумевавшей, что на вертолет будет оказываться прямое воздействие ствольными зенитными системами противника, проще говоря – по вертолету будут стрелять из пулеметов, в том числе и крупнокалиберных.

    А раз будут стрелять, значит – экипаж необходимо хорошо защитить. Таким образом, одной из «визитных карточек» Ми-28 стала его бронекапсула для экипажа.

    Толщина двери наглядно иллюстрирует уровень бронирования кабины. Становится понятно, почему Ми-28 называют «летающим танком»

    Проблема такого подхода заключается в том, что вертолет, даже если его называют «летающим танком», по своей сути все же остается вертолетом, т. е. каждый килограмм веса необходимо держать в воздухе, а значит, что каждый килограмм веса неминуемо сказывается на других характеристиках машины, таких как тяговооруженность, маневренность, боевой радиус и боевая нагрузка. Наличие перетяжеленной бронекапсулы все эти параметры снижает.

    США же в свое время пошли по другому пути – они подразумевали, что системы вооружения вертолета должны будут позволять ему уничтожать противника, не входя в зону действия его ПВО, по крайней мере, ствольного. Примером такого вооружения являются знаменитые ракеты ««Хелфаер», имеющие дальность поражения до 10 км и, что самое главное, работающие по принципу «выстрелил и забыл».

    В качестве наглядной демонстрации того, о чем идет речь, предлагаю рассмотреть конкретный пример из зоны СВО, о котором уже сообщалось на «Военном обозрении».

    Нас больше интересует второе видео из представленных. На нем видно, что атаковать цель наши летчики начинают с дистанции 7,1 км. Затем, после пуска ракеты, когда дистанция до цели составляет 6,75 км, пилот говорит «отхожу потихонечку» и начинает очень плавный отворот влево (совсем «потихонечку»). Ракета поражает цель спустя 10 секунд после начала отворота. Все эти 10 секунд пилот вынужден лететь прямо, дабы обеспечить наведение на цель все то время, пока ракета летит. Совершение в этот момент незначительного отворота принципиально ситуацию не меняет, вертолет летит по незамысловатой траектории, приближаясь к позициям противника, что в совокупности увеливает риск каждую дополнительную секунду такого полета.

    Что изменилось бы, если бы в составе вооружения у нас были аналоги ракеты «Хелфаер»?

    Ну, во-первых, атаковать цель можно было бы с большей дистанции, не с 7, а с 9 км (1 км в обоих случаях остается в запасе, для компенсации возможных неидеальных условий пуска). А это ни много ни мало, целых два дополнительных километра до позиций противника.

    Во-вторых, пилот мог начать полноценный уход в сторону сразу после пуска ракеты. Это сэкономило бы те самые 10 секунд и позволило бы полностью избежать атаки ПВО противника в конкретном эпизоде.

    Данный пример позволяет наглядно понять, каким именно образом системы вооружения влияют на живучесть самих вертолетов в процессе боевой работы на практике.

    Сделав ставку на такие системы вооружения, США и другие страны НАТО отказались от тяжелого бронирования для своих ударных вертолетов. Для того чтобы понять разницу в степени бронирования, можно просто бегло взглянуть на знаменитый «Апач».

    Одна из модификаций «Апача». Можно визуально сравнить толщину «бронирования» дверей и остекления кабины с аналогичными параметрами Ми-28

    Ка-52 также не использует мощное бронирование кабины, а значит не несет на себе «лишний жир» и таким образом концептуально гораздо ближе к современным подходам вертолетостроения.

    Остается только разработать для него аналоги американского «Адского огня», работающие по принципу «выстрелил и забыл».

    Преимущество 4: соосная схема

    Будучи визитной карточкой вертолетов «Камова», соосная схема расположения винтов дает КА-52 уникальные преимущества. Вращение винтов в противоположных направлениях позволяет избавиться от рулевого винта, который в классической схеме отбирает примерно 10 % мощности двигателя. Т. е. грубо можно сказать, что вертолет с соосной схемой расположения винтов при прочих равных будет на 10 % «мощнее» такого же, но с классической схемой. Что само собой непременно отразится на уже упомянутых выше основных характеристиках вертолета.

    Также соосная схема оказалась очень удачной для применения в вариантах морского базирования. С одной стороны, диаметры винтов меньше, и такие вертолеты удобнее для базирования в корабельных ангарах. С другой стороны – соосная схема делает вертолет очень устойчивым и маневренным в режимах зависания, что очень актуально на флоте, как для операция взлета-посадки на палубу, так и для зависания вертолетов над поверхностью воды.

    Выводы

    Ка-52 на практике показали все свои преимущества в ходе проведения СВО, а значит – в будущем России следует увеличить их выпуск, в том числе и за счет снижения выпуска Ми-28. Производство вертолетов более крупными сериями позволит снизить себестоимость каждый единицы.

    В то же время следует признать американскую концепцию вооружения более перспективной с учетом современных трендов, а значит – необходимо как можно быстрее создать наши отечественные аналоги американских «Хелфаеров». Особенно с учетом того, что американцы не стоят на месте и совершенствуют свои системы вооружения, уже увеличив дальность их действия до 16 км.

    Определение

    в кембриджском словаре английского языка

    Примеры вертолетов

    вертолетов

    Затем ему удалось вывести сильно перегруженный вертолет в безопасное место.

    От CNN